Владимир Легойда: свобода творчества не является индульгенцией

Скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске (64)
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата
Последние события вокруг нашумевшей постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета РИА Новости прокомментировал председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

Последние события вокруг нашумевшей постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета специальному корреспонденту РИА Новости Сергею Стефанову прокомментировал председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

— Владимир Романович, в официальном комментарии министерства культуры в связи с конфликтом вокруг постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирске помимо признания того факта, что "чувства верующих имеют право на уважение", содержалось и обращение к представителям конфессий, которым "необходимо понимать, что уважение к Церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей". На ваш взгляд, достаточная ли работа проводится на этом участке, имея в виду проповедь и просвещение?

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске
"Тангейзер": еще больше споров
— Мы изначально, с самых первых комментариев, подчеркивали важность диалога. И благодарны министерству культуры, которое предложило свою площадку для дискуссии. Я принимал участие в общественном обсуждении, прошедшем в министерстве. Правда, тогда выразил пожелание и сейчас могу повторить, что если бы это все было сделано чуть пораньше, то, может быть, нам всем тогда было бы проще, ситуация легче бы разрешилась.

Насчет того, достаточно или недостаточно делается… Наверное, можно было бы еще больше сделать. Христианин всегда с себя должен очень строго спрашивать.

Диалог необходим, безусловно. Но он возможен лишь тогда, когда стороны готовы слушать друг друга. То есть это не может быть два монолога, произнесенных последовательно или произносимых параллельно.

— Что бы вы ответили тем, кто говорит от лица деятелей культуры: "Силком в театр никто не тянет. Не нравится — не ходи. Но зачем увольнять директора и дразнить часть общества?"

Режиссер Марк Захаров. Архивное фото
Захаров: увольнение Мездрича - удар по театру
— Что касается конкретной ситуации с увольнением (Бориса Мездрича — ред.), то тут еще вопрос, кто кого дразнит. Работодатель — в данном случае министерство культуры — предложил своему сотруднику осуществить некоторые изменения, он это сделать отказался.

Какой у работодателя выбор? Он издал распоряжение — значит, оно должно быть выполнено. Формально-правовая сторона четко соблюдена, и, насколько я понимаю, сам господин Мездрич не собирается оспаривать правомочность этого решения.

А насчет того, что "не нравится — не ходи"… Сегодня мы живем в информационном обществе, медийность врывается в нашу жизнь. И если раньше, условно говоря, до эпохи изобретения фотографии, чтобы что-то увидеть, надо было пойти и посмотреть, то сейчас это что-то можно увидеть, и совершенно не желая этого.

Я видел в записи постановку "Тангейзера" во время просмотра в министерстве культуры, но уже задолго до этого я видел видеоряд, связанный со скандальным плакатом, фотографии и так далее. Притом что я не собирался туда идти и не искал этого специально — это просто было выложено в соцсетях и попалось на глаза.

Поэтому это одна из причин, по которым мне сложно принять этот аргумент как полноценный.

— Замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов высказал пожелание, что репертуар государственных театров перед показом нужно просматривать во избежание повторения ситуации, как с постановкой "Тангейзера". Сторонники таких мер предлагают создать некий совещательный орган с членами экспертного сообщества, который бы осуществлял просмотр постановок на предмет наличия там каких-то провокационных, кощунственных вещей. Ваше отношение к подобным инициативам?

Директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман. Архивное фото
Кехман категорически против предварительных просмотров спектаклей
— Я думаю, что формы, как избегать ненужного напряжения, могут быть разными. Если мы говорим о сфере искусства, то, на мой взгляд, прежде всего нужно вести разговор об ответственности художника. Михаил Михайлович Бахтин говорил о том, что "искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности". Понятно, что художник должен чувствовать свою ответственность и помнить о специфике той художественной ткани, с которой он имеет дело. Ведь "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Это ведь очень точно и важно.

Как писал Довлатов, любая литературная материя состоит, первое, из того, что художник хотел сказать, второе — из того, что сумел сказать, и третье — из того, что он не собирался говорить, но оно все равно сказалось. И если то, что он не собирался говорить, вдруг кого-то задело, то дальше, конечно, как человек ответственный, он должен вести себя соответствующим образом.

Я уже многократно говорил по ситуации с "Тангейзером": даже если исходить из того, что никто никого не хотел обижать, если возникла ситуация, когда группа людей считает себя оскорбленной, то как должен повести себя культурный, воспитанный человек? Он должен сделать, безусловно, две вещи — извиниться и убрать причину обиды.

А что касается конкретных форм, повторяю, они могут быть разными. В том числе возможна и такая, которую вы упомянули в своем вопросе.

Ответственность — вещь, которая ни в коем случае не отменяет свободного творчества. Но и свобода творчества художника не является индульгенцией, не дает права на безответственность.

Безусловно, искусство обладает своей автономией, но она не абсолютна. Она исчезает, как только художник выносит свое произведение на суд общества.

— Другой спектакль Тимофея Кулябина — "Онегин", начинавшийся с полового акта на сцене, в прошлом году был удостоен специального приза жюри крупнейшей национальной премии в области театра "Золотая маска". Ранее на ту же премию, как известно, был номинирован "Идеальный муж", против которого также выступали деятели Русской церкви и православные активисты, заявлявшие, что в постановках МХТ имени Чехова "Идеальный муж" и "Братья Карамазовы" пропагандируются "разврат, гомосексуализм, педофилия и наркомания". На ваш взгляд, становятся ли подобные вещи своего рода нормой в искусстве, когда, по выражению писателя Ирины Юрьевой, "режиссеры не дают пощечину общественному вкусу, а потакают общественному безвкусию"?

— Я надеюсь, что нормой не становятся и никогда не станут. Но, к сожалению, нередко бывает, что когда у человека нет ярких талантов, то он начинает заниматься эпатажем. И тут разные формы могут быть. Кто-то эпатирует публику нецензурной бранью, кто-то чем-то еще.

Мне кажется, новые формы в искусстве — это некая неизбежность. Этот поиск всегда был, есть и будет, и здесь бывают и удачи, и неудачи.

К сожалению, не всегда можно отличить, идет ли речь о поиске новой формы или это просто сознательная провокация. И здесь важно, чтобы свою оценку давали специалисты.

Лично мне близка позиция Данте, который говорил, что задача искусства — "проводить человека из ада в рай". Это такая метафора, которая вполне понятна, особенно в нашей стране, ведь у нас есть замечательные образцы искусства в литературе, в музыке и других видах творчества. У нас есть классики, те самые гиганты, на плечах которых стоят сегодняшние творцы. И хорошо бы, чтобы они не отрывались от них, потому что можно упасть и больно разбиться.

—  Вот, кстати, похожее мнение высказал и Андрей Кончаловский, увидевший назревание глубочайшего разрыва между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Разрыв этот, по оценке режиссера, начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась "формула успеха" — скандал важнее художественной ценности замысла…

— Понятно, что искусство — это всегда "искус", искушение… Но настоящее искусство никогда не сводится к этому, в нем всегда есть что-то большее, за что и ценится произведение.

Когда помимо эпатажа, эпатажной формы или подхода в произведении больше ничего нет и это составляет единственную его ценность, вот тогда и возникает этот разрыв.

Настоящие шедевры должны пройти проверку временем. Вспомним, в эпоху перестройки появлялись литературные произведения, о которых говорили как о талантливейших, гениальных. Их даже начинали изучать в школах, а сейчас об этих произведениях никто и не вспоминает. Я бы не хотел их называть, чтобы никого не обижать. Но они не прожили даже 30 лет.

Сегодня медийный, общественный шум бывает зачастую намного громче, чем само произведение. А обычно мы из истории классики знаем другие примеры — когда автор, будь то композитор или писатель, умирал в бедности, его не принимали, а потом, через какое-то время, становилось понятно, что он создал гениальное произведение. Сейчас же мы сталкиваемся с ситуацией наоборот. Поэтому тут очень важна еще некая проверка временем, и, я думаю, вся шелуха естественным образом отвалится.

Интервью
Обсуждение
7 пользователей оставили 8 комментариев
  • Живя в сложной многонациональной стране с несколькими религиями, нельзя создавать конфликты, оскорбляя то одних, то других. Надо беречь наш хрупкий мир. Подумаешь, христиане с плакатиками вышли против спектакля. Мусульмане на дальнем востоке взорвали бы этот театр без предупреждений. Знаете, что темы религии - больные места. Нельзя трогать и мучить больное место. Пусть будет всё - и атеисты, и христиане, и мусульмане, не надо никого оскорблять и доказывать, что они не правы, что Бога нет, или что он Есть, или Иисус Бог или Аллах - это дорога в НИКУДА. Надо принимать друг друга и уважать.
    21:10
    02.04.2015
  • Владимир Легойда верно сказал.
    Человек свободен творить что хочет!
    ОДНАКО, ответственность за сотворенное он сам и должен нести!!!
    14:40
    01.04.2015
  • Владимир Легойда верно сказал.
    Человек свободен творить что хочет!
    ОДНАКО, ответственность за сотворенное он сам и должен нести!!!
    14:40
    01.04.2015
  • пошлятина и развращение молодежи несут в массы московские и часть других "НОВАТОРСКИХ" театров. старые артисты, что до 80-90 лет на сцене - это отдельный разговор. но они хоть сеют "РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ , ВЕЧНОЕ". В кинотеатрах засилие американо-африканской культуры УБИВАТЬ И ГРАБИТЬ. Что оседает в головах молодежи- вот ВОПРОС?
    05:07
    02.04.2015
  • От вседозволенности разум и совесть потеряли.
    13:19
    02.04.2015
  • Современное творческое поколение сеет разумное, доброе, вечное, а всходят Светлаков, Воля и прочие плевелы. А директор Таганки некто Апексимова - это не абсурд?
    19:57
    02.04.2015
  • Живя в сложной многонациональной стране с несколькими религиями, нельзя создавать конфликты, оскорбляя то одних, то других. Надо беречь наш хрупкий мир. Подумаешь, христиане с плакатиками вышли против спектакля. Мусульмане на дальнем востоке взорвали бы этот театр без предупреждений. Знаете, что темы религии - больные места. Нельзя трогать и мучить больное место. Пусть будет всё - и атеисты, и христиане, и мусульмане, не надо никого оскорблять и доказывать, что они не правы, что Бога нет, или что он Есть, или Иисус Бог или Аллах - это дорога в НИКУДА. Надо принимать друг друга и уважать.
    21:10
    02.04.2015
  • Интересное мнение! С тем же успехом можно спросить футбольного ультаса, как он относится к бросанию файеров на поле! Это же заинтересованная сторона! Он представляет интересы РПЦ. Что он мог сказать другого, являясь абсолютно зависимым в своих суждениях от вышестоящих иерархов.
    20:59
    03.04.2015
  • Я вот реально знаю, кто такой Табаков, знаю Захарова и Райкина. А кто такой этот Легойда в вопросах культуры и искусства? Может быть, он хотя бы на каких-то небольших должностях в театре каком-нибудь захудалом работал? Ну правда! Почему в России всякие неспециалисты так любят выступать судьями в тех областях, в которых они никто?
    21:07
    03.04.2015
  • Россия - витязь на перепутье. Страна прошла основные этапы развития общества и оказалась на развилке трех дорог. Налево- нет фундамента, направо- пройденный этап, а прямо- на пороге блат хазы.
    Воруют профворы, государевы слуги, воруют вояки, настала очередь артистов. Неужели ждать ПОТОПА?
    Вседозволенность, утеря чести, поклонение злату ( по Фаусту) - это и есть российский своеобразный несоответствующий нашему менталитету либерализм. Дальше жить так( как говорил классик В.И.Л.) смерти подобно.
    21:08
    03.04.2015
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.