Рейтинг@Mail.ru
Федоров: самым безопасным видом транспорта россияне считают поезд - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Федоров: самым безопасным видом транспорта россияне считают поезд

Читать ria.ru в
О результатах опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения об отношении жителей России к проблеме обеспечения транспортной безопасности в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Всероссийский центр изучения общественного мнения с 2011 по 2013 год проводил регулярные социологические исследования об отношении жителей России к проблеме обеспечения транспортной безопасности. О результатах опросов в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:

— Изменилось ли отношение россиян к мерам обеспечения безопасности на транспорте в последние годы?

Безопасность на транспорте
Обеспечение безопасности на транспорте в России
— Мы проводили исследования по ряду существенных показателей, среди них – уровень удовлетворенности мерами, принимаемыми органами власти для обеспечения безопасности населения на транспорте. Что мы видим? В 2011 году о том, что они в целом удовлетворены этими мерами, заявили 43% опрошенных. В 2012 году таких было уже 58%. Сейчас, в 2013-м – 65%. Динамика, безусловно, положительная. Однако в последние два года мы фиксируем ощущение отставания от целевых показателей, заложенных в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (за счет средств этой программы осуществляется техническое перевооружение объектов и обучение специалистов в области транспортной безопасности – прим.ред). Рост удовлетворенности этими мерами идет, но затухающим темпом. Вероятнее всего, сказывается закон убывающей отдачи: с точки зрения общественного мнения наиболее ощутимы первые, стартовые мероприятия, а затем, по мере привыкания, отдача снижается.

Что же касается динамики по видам транспорта, то растет доля тех, кто безопасным видом транспорта считает поезд или электричку. За последние три года здесь отмечена очень хорошая динамика: показатель вырос почти на 20% и сейчас составляет 70%. Неплохая динамика по воздушному транспорту, а вот метрополитен демонстрирует обратную тенденцию: число тех, кто считает его безопасным видом транспорта, сокращается. По маршрутным такси динамики нет, показатели остаются на низком уровне. 

— Почему в тех регионах, где были реализованы пилотные проекты в рамках Комплексной программы, оценка населением мер безопасности на транспорте иногда оказывается ниже, чем там, где пилотных проектов не было?

Уборка снега в аэропорту Внуково
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте

— Действительно, в тех регионах, где осуществлялись пилотные мероприятия Комплексной программы, уровень удовлетворенности составляет 54%, то есть несколько ниже, чем в тех регионах, где их не было. Результат отчасти парадоксальный: сделано много нужного, нового и важного, а показатели отстают. Причина, как мы полагаем, в том, что в регионах реализации программы тема безопасности на транспорте существенно актуализирована в массовом сознании.

Соответственно, она и воспринимается более остро. Не случайно же для пилотных мероприятий были выбраны наиболее, так сказать, угрожаемые регионы. В то же время в ряде регионов, не вошедших в список реализации пилотных проектов, ситуация с транспортной безопасностью объективно лучше и проблематика такого рода не актуализирована. Там людей волнуют в первую очередь другие вопросы, а с безопасностью на транспорте вроде все нормально, отсюда и менее критическое восприятие. 

— Каковы наиболее распространенные страхи и опасения при пользовании тем или иным видом транспорта? 

Станция метро Серпуховская. Архив
ВЦИОМ: россияне стали меньше бояться терактов на транспорте
— Для каждого из видов транспорта характерен свой вид наиболее распространенных опасений. Например, как показывают результаты исследований, для метрополитена — это риск террористических угроз. Это, конечно, эхо резонансных терактов. Второй по распространенности страх – вероятность противоправного поведения других пассажиров. Здесь лидируют поезда и электрички. Третья группа – возможные технические неисправности на воздушном, морском и речном транспорте. А вот страхи, связанные с опасным поведением самих водителей, ассоциируются, прежде всего, с маршрутками. Ну и пятая группа – угрозы внешних обстоятельств по отношению к транспорту. Здесь наиболее рискованными, по мнению опрошенных, являются городские, пригородные и междугородние автобусы, а также внутригородской наземный общественный транспорт, то есть трамваи и троллейбусы.

Но при этом совершенно очевидно, что россияне стали меньше бояться терактов. Применительно к метрополитену количество опасающихся террористической угрозы снизилось с 47% в 2011 году до 25% сейчас. По авиации этот показатель упал с 20% до 12%. По поездам – с 21% до 13%. С одной стороны, снижение уровня страхов – это, безусловно, плюс. С другой стороны, до полного самоуспокоения доходить все же не стоит.

— Большинство россиян, как следовало из предыдущих соцопросов, не считало нужным сообщать кому-либо об увиденном подозрительном предмете. Изменилось ли что-то сейчас? 

— Исследование, посвященное включенности граждан в решение задач обеспечения безопасности, мы проводили дважды, в 2012 и в 2013 году. Главный вопрос был: что делают люди, когда видят в транспорте подозрительный предмет или человека? И в прошлом, и в нынешнем году 38% тех, кто сталкивался с подобной ситуацией, немедленно сообщали об этом водителю или машинисту. Однако, около 12% респондентов просто вышли на следующей остановке (в прошлом году таких было чуть меньше — около 11%). Примерно столько же перешли в другой конец вагона. Вопреки всем рекомендациям, 2% опрошенных отнесли подозрительный предмет сотруднику полиции. Еще 1% поступил очень оригинально – просто забрали этот предмет себе. Еще 19% вообще никаких действий предпринимать не стали, и, положившись на авось, продолжили поездку.

Почему же люди в ситуации, которая очевидно является опасной, ведут себя не так, как их учили и как по логике по здравому смыслу стоит себя вести? Вот это ключевой вопрос. Мы поинтересовались у людей, кто решил ничего не сообщать о подозрительных гражданах или предметах, почему они так поступили. Лидирующие ответы (18%): "я решил, что хозяин предмета отошел" либо "я не хотел выглядеть глупо, выглядеть паникером". Вот человек не хочет выглядеть глупо и идет на риск того, что произойдет теракт и выглядеть глупо будет уже просто некому. На втором месте (13%) следующий ответ: "вокруг всегда есть бдительные пассажиры". То есть "они", а не "я". Это делегирование ответственности за собственную безопасность другим "добрым людям".

Третий по частоте упоминания мотив по-человечески понятен, но тут вопрос уже ментальных приоритетов: "спешил, а разбирательство могло затянуть поездку". То есть человек допускает для себя риск, что он погибнет, но риск куда-то не успеть и сорвать какое-то очередное дело из круга повседневных обязанностей кажется ему выше. Это говорит о неправильно выстроенной иерархии приоритетов, с этим надо серьезно работать. И четвертый по популярности ответ (10%): "мне не хочется контактировать с сотрудником правоохранительных органов". Это, конечно, тоже знак опасности – имидж полиции до сих пор остается проблематичным.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала