Сменить фон

Федоров: самым безопасным видом транспорта россияне считают поезд

О результатах опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения об отношении жителей России к проблеме обеспечения транспортной безопасности в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Всероссийский центр изучения общественного мнения с 2011 по 2013 год проводил регулярные социологические исследования об отношении жителей России к проблеме обеспечения транспортной безопасности. О результатах опросов в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:

— Изменилось ли отношение россиян к мерам обеспечения безопасности на транспорте в последние годы?

— Мы проводили исследования по ряду существенных показателей, среди них – уровень удовлетворенности мерами, принимаемыми органами власти для обеспечения безопасности населения на транспорте. Что мы видим? В 2011 году о том, что они в целом удовлетворены этими мерами, заявили 43% опрошенных. В 2012 году таких было уже 58%. Сейчас, в 2013-м – 65%. Динамика, безусловно, положительная. Однако в последние два года мы фиксируем ощущение отставания от целевых показателей, заложенных в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (за счет средств этой программы осуществляется техническое перевооружение объектов и обучение специалистов в области транспортной безопасности – прим.ред). Рост удовлетворенности этими мерами идет, но затухающим темпом. Вероятнее всего, сказывается закон убывающей отдачи: с точки зрения общественного мнения наиболее ощутимы первые, стартовые мероприятия, а затем, по мере привыкания, отдача снижается.

Что же касается динамики по видам транспорта, то растет доля тех, кто безопасным видом транспорта считает поезд или электричку. За последние три года здесь отмечена очень хорошая динамика: показатель вырос почти на 20% и сейчас составляет 70%. Неплохая динамика по воздушному транспорту, а вот метрополитен демонстрирует обратную тенденцию: число тех, кто считает его безопасным видом транспорта, сокращается. По маршрутным такси динамики нет, показатели остаются на низком уровне. 

— Почему в тех регионах, где были реализованы пилотные проекты в рамках Комплексной программы, оценка населением мер безопасности на транспорте иногда оказывается ниже, чем там, где пилотных проектов не было?

Уборка снега в аэропорту Внуково
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте

— Действительно, в тех регионах, где осуществлялись пилотные мероприятия Комплексной программы, уровень удовлетворенности составляет 54%, то есть несколько ниже, чем в тех регионах, где их не было. Результат отчасти парадоксальный: сделано много нужного, нового и важного, а показатели отстают. Причина, как мы полагаем, в том, что в регионах реализации программы тема безопасности на транспорте существенно актуализирована в массовом сознании.

Соответственно, она и воспринимается более остро. Не случайно же для пилотных мероприятий были выбраны наиболее, так сказать, угрожаемые регионы. В то же время в ряде регионов, не вошедших в список реализации пилотных проектов, ситуация с транспортной безопасностью объективно лучше и проблематика такого рода не актуализирована. Там людей волнуют в первую очередь другие вопросы, а с безопасностью на транспорте вроде все нормально, отсюда и менее критическое восприятие. 

— Каковы наиболее распространенные страхи и опасения при пользовании тем или иным видом транспорта? 

Станция метро Серпуховская. Архив
ВЦИОМ: россияне стали меньше бояться терактов на транспорте
— Для каждого из видов транспорта характерен свой вид наиболее распространенных опасений. Например, как показывают результаты исследований, для метрополитена — это риск террористических угроз. Это, конечно, эхо резонансных терактов. Второй по распространенности страх – вероятность противоправного поведения других пассажиров. Здесь лидируют поезда и электрички. Третья группа – возможные технические неисправности на воздушном, морском и речном транспорте. А вот страхи, связанные с опасным поведением самих водителей, ассоциируются, прежде всего, с маршрутками. Ну и пятая группа – угрозы внешних обстоятельств по отношению к транспорту. Здесь наиболее рискованными, по мнению опрошенных, являются городские, пригородные и междугородние автобусы, а также внутригородской наземный общественный транспорт, то есть трамваи и троллейбусы.

Но при этом совершенно очевидно, что россияне стали меньше бояться терактов. Применительно к метрополитену количество опасающихся террористической угрозы снизилось с 47% в 2011 году до 25% сейчас. По авиации этот показатель упал с 20% до 12%. По поездам – с 21% до 13%. С одной стороны, снижение уровня страхов – это, безусловно, плюс. С другой стороны, до полного самоуспокоения доходить все же не стоит.

— Большинство россиян, как следовало из предыдущих соцопросов, не считало нужным сообщать кому-либо об увиденном подозрительном предмете. Изменилось ли что-то сейчас? 

— Исследование, посвященное включенности граждан в решение задач обеспечения безопасности, мы проводили дважды, в 2012 и в 2013 году. Главный вопрос был: что делают люди, когда видят в транспорте подозрительный предмет или человека? И в прошлом, и в нынешнем году 38% тех, кто сталкивался с подобной ситуацией, немедленно сообщали об этом водителю или машинисту. Однако, около 12% респондентов просто вышли на следующей остановке (в прошлом году таких было чуть меньше — около 11%). Примерно столько же перешли в другой конец вагона. Вопреки всем рекомендациям, 2% опрошенных отнесли подозрительный предмет сотруднику полиции. Еще 1% поступил очень оригинально – просто забрали этот предмет себе. Еще 19% вообще никаких действий предпринимать не стали, и, положившись на авось, продолжили поездку.

Почему же люди в ситуации, которая очевидно является опасной, ведут себя не так, как их учили и как по логике по здравому смыслу стоит себя вести? Вот это ключевой вопрос. Мы поинтересовались у людей, кто решил ничего не сообщать о подозрительных гражданах или предметах, почему они так поступили. Лидирующие ответы (18%): "я решил, что хозяин предмета отошел" либо "я не хотел выглядеть глупо, выглядеть паникером". Вот человек не хочет выглядеть глупо и идет на риск того, что произойдет теракт и выглядеть глупо будет уже просто некому. На втором месте (13%) следующий ответ: "вокруг всегда есть бдительные пассажиры". То есть "они", а не "я". Это делегирование ответственности за собственную безопасность другим "добрым людям".

Третий по частоте упоминания мотив по-человечески понятен, но тут вопрос уже ментальных приоритетов: "спешил, а разбирательство могло затянуть поездку". То есть человек допускает для себя риск, что он погибнет, но риск куда-то не успеть и сорвать какое-то очередное дело из круга повседневных обязанностей кажется ему выше. Это говорит о неправильно выстроенной иерархии приоритетов, с этим надо серьезно работать. И четвертый по популярности ответ (10%): "мне не хочется контактировать с сотрудником правоохранительных органов". Это, конечно, тоже знак опасности – имидж полиции до сих пор остается проблематичным.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена