Рейтинг@Mail.ru
Наталья Самойленко: судьба музея - быть интересным - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Наталья Самойленко: судьба музея - быть интересным

© Фото : предоставлено Натальей СамойленкоДиректор департамента Культурного наследия Министерства культуры России Наталья Самойленко
Директор департамента Культурного наследия Министерства культуры России Наталья Самойленко
Читать ria.ru в
Музеи не были особо обласканы вниманием властей до тех пор, пока с директорами крупнейших из них в прошлом году ни встретился Владимир Путин. По итогам общения был дан ряд поручений. Спустя почти год глава департамента культурного наследия Минкультуры РФ Наталья Самойленко рассказала в интервью РИА Новости, что было сделано за минувшее время.

Музеи, коих в России насчитывается более 2 тысяч, не были особо обласканы вниманием властей до тех пор, пока с директорами крупнейших из них в прошлом году ни встретился Владимир Путин. По итогам общения был дан ряд поручений. Спустя почти год глава департамента культурного наследия Минкультуры РФ Наталья Самойленко рассказала в интервью РИА Новости, что было сделано за минувшее время, зачем музеям концепция развития, почему цена на билет для иностранцев и граждан России отличается, что делать с музеями водки и утюга, а также о глобальной музеефикации страны и объединенных фондохранилищах. Беседовала Светлана Янкина.

- Есть ли в концепции развития музейной деятельности до 2020 года конкретные предложения, что следует делать?

— Концепция – не программа, она не предусматривает конкретных мероприятий. Этот документ – попытка определить, в какой точке мы сейчас находимся и в каком направлении надо двигаться.

- Она уже дважды была представлена публично. А кто принимал участие в ее разработке?

— Кроме представителей Союза музеев России мы пригласили к разработке концепции экспертов, занимающихся исследовательской деятельностью. В итоге она получилась достаточно компромиссной и взвешенной, без сильно радикальных или консервативных моментов.

- Концепция уже утверждена?

— Это еще не окончательная версия. Сейчас этот документ будет вывешен в открытый доступ на сайте Минкультуры. В связи с этим, мы, наверное, получим целый ряд замечаний и интересных предложений. Затем последует доработка, и будет представление концепции в правительство для утверждения.

Международный день музеев >>

- В концепции, в частности, рассматриваются приоритетные направления музейной деятельности, роль музеев в системе туризма, образования, сохранение и пополнение музейных коллекций, стандарты музейной деятельности и так далее. Каким сейчас должен быть музей?

— С точки зрения наших традиций и законодательной практики, основное дело музеев — это охранная функция. От этого никто не отказывается. Но современные люди хотят не просто видеть перед собой прекрасные здания, где что-то хранится, они хотели бы попасть туда, где им было бы интересно. Поэтому мы, предпринимая дальнейшие шаги по развитию музеев, должны хорошо понимать, что современные люди идут в музеи за знаниями и впечатлениями. И им (музеям – прим. ред.) надо быть интересными и привлекательными для самых разнообразных посетителей, чтобы это, в числе прочего, помогало и заработать.

- В концепции говорится, что она как раз учитывает текущие проблемы музейной отрасли, например, "неотрегулированность финансового обеспечения музеев в условиях рыночной экономики". Каким образом?

— Надо честно сформулировать, что на развитие музейной деятельности требуются разные средства, – мы живем в рыночной экономике, поэтому часть денег может приходить из бюджета, часть музеи должны зарабатывать сами, а также они должны работать со спонсорами и привлекать дополнительные средства. У нас чаще всего внебюджетные средства не разделялись на заработанные и привлеченные от спонсоров. Но это необходимо разделять и за каждую часть бороться. Такова реальность жизни.

- А как в связи с этим обстоят дела с инициативой отмены налога на прибыль для музеев, что на пятую часть увеличило бы их собственные доходы?

— Вопросом отмены налога занимается не наше министерство, но такого рода вещи в правительство представляются. Решение пока что не принято. Но это было бы правильно, потому что музей – не коммерческая организация, он не должен бороться за извлечение прибыли, а деньги, заработанные музеем, должны там и оставаться и идти на дальнейшее развитие.

- Постоянно возникает вопрос с ценообразованием билетов, не говоря уже об иностранцах, для которых почему-то они стоят дороже. Почему так происходит?

— Ценовую политику музеев, прежде всего в отношении музейных билетов, должно регулировать государство. Сейчас у нас это не делается, все пущено на самотек. С одной стороны, музей – это ядро культуры, где сохраняется наследие, с другой – демократичное место, куда могут прийти все, ведь отдельных музеев для богатых и бедных не существует, поэтому нужна гибкая ценовая политика. Если человек хочет посмотреть выставку в какой-то особо комфортной обстановке, то, вероятно, он должен заплатить дороже, равно как и должны быть дни бесплатного посещения. Это должна быть продуманная история.

 

- Если, с точки зрения посетителей, музей должен адаптироваться под разные их категории, в том числе возрастные, то чем можно привлечь молодых сотрудников?

— Одна из серьезнейших вещей, над которой мы должны думать, — как сделать так, чтобы в музее было интересно работать. У нас происходит катастрофическое старение кадров. Знания пожилых сотрудников являются очень важным капиталом, но когда у молодежи нет возможности приходить на интересную работу, то она туда и не пойдет. Если человек протрудился всю жизнь на благо музея, но потом некому передать свои дела, то вся эта благородная деятельность находится под вопросом. Это очень серьезная проблема, которую надо сейчас решать. Необходимо, чтобы музей стал интересным местом для работы, а с другой стороны, музей в системе культуры, экономики нашей страны может сохраниться только тогда, когда он интересен зрителям. Если ребенку в детстве там было скучно, и он там маялся, а потом из него вырос, например, губернатор, то ему уже будет не до музеев и их проблем, эти вопросы просто в голове даже не будут возникать.

- Сейчас просто зайти в интернет, выбрать любой музей, ознакомиться с коллекцией, не обязательно в него идти, платить за билет. Технологии мешают традиционному музею или помогают?

— Когда мы переходим в новую виртуальную эпоху, музей – это то место, где через сохраненные предметы сохраняется подлинность, и это возможность из мира виртуального вернуться к реальным ценностям. Многие подспудно это ощущают, и это тоже оказывает свое влияние на музейную деятельность. Все успешные интернет-проекты в музейной сфере — и зарубежные и наши — показывают, что люди, зацепившись за какой-то экспонат в виртуальном мире, приходят в музей.

- Сейчас возникает все больше частных инициатив по созданию музеев, а в концепции затрагивается тема создания музейной сети. Есть ли сейчас четкое определение того, что такое музей?

— Действительно, новые музеи возникают практически каждый день. Идет такой глобальный процесс музеефикации всего и вся – за последние 15 лет у нас появились 800 музеев, в том числе и федеральных. Если раньше музей был собранием всего, наподобие Кунсткамеры, то потом началось разделение на художественные, естественнонаучные музеи. Сейчас разделение продолжается, причем появляется очень много частных образований – например, Музей утюга, Музей водки, с которыми вообще не понятно, как себя вести, и возникает вопрос, музей ли это вообще. Поэтому на нынешнем этапе необходимо выработать стандарты, не в виде большого тома, а нескольких ключевых моментов, которыми стоит руководствоваться при организации, вне зависимости от принадлежности и формы финансирования, иначе само понятие музея сейчас может размыться. Надо задать планку, ниже которой нельзя находиться, — для нашей страны это особенно важно, потому что есть понятие государственного музейного фонда и предметы должны хранится в тех организациях, которые удовлетворяют хотя бы минимальным требованиям.

- Некоторое время назад говорилось о возможности строительства фондохранилищ, которые объединяли бы коллекции нескольких музеев. На каком этапе сейчас находится эта инициатива?

— Когда мы говорим о материально-технической базе, очень важен путь кооперации, вопрос об этом уже ставился. Устраивать открытое фондохранилище, подобное эрмитажному, для каждого музея невозможно – нет средств, но есть разумная возможность кооперации. Речь идет о создании объединенных хранилищ с правильными условиями хранения, с реставрационными мастерскими. Музеи это воспринимают пока не однозначно, но, глядя на международный опыт, надо делать выводы и применять здесь наиболее успешные модели. Например, объединение не по музейным собраниям, а по типам хранения может привести к серьезным негативным последствиям.

- К 1 марта необходимо было создать передвижной музейный фонд, чтобы показывать произведения искусства из крупных музеев в регионах. Что сейчас с ним происходит?

— Мы подошли к этому вопросу достаточно гибко, потому что представить себе единый передвижной фонд, наподобие того, что в XIX веке по разным городам возили художники-передвижники, сейчас довольно сложно, тем более что они возили произведения современного на тот момент искусства, а выставки устраивали для его продажи на местах. Здесь речь идет о том, чтобы не брать по два-три произведения из крупных федеральных музеев, а сформировать список выставок после совместной работы с музеями, которые и будут в совокупности представлять передвижной музейный фонд. Созданная выставка гораздо интереснее, чем произведения, собранные случайным образом, которые надо возить по городам и весям. В таком виде это не очень однозначный проект.

- Это будет сотрудничество нескольких музеев, или выставку будет готовить один музей?

— Как правило, выставочные проекты будут сделаны адресно каким-либо крупным федеральным музеем для одного или нескольких небольших региональных. В некоторых случаях выставка объединит несколько больших музеев. В результате будет сформировано порядка 15-20 экспозиций, которые в течение года покажут на 34 площадках по всей стране. Например, Музеи Московского Кремля повезут в Национальный музей республики Бурятия проект "От Петра Великого до Павла I. Художественные сокровища императорской России", а Государственный Русский музей покажет в Мурманском областном художественном музее проект "Двое" из произведений классиков отечественного искусства рубежа XIX-XX веков.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала