Питер Гринуэй: кино умирает, искусство - развивается

Британский режиссер Питер Гринуэй рассказал РИА Новости о своем новом проекте Food For Love ("Пища для любви") – элегантной смеси венецианской архитектуры, барочной музыки Вивальди и живописи колумбийца Ботеро, признался, что взаимоотношения продюсера и режиссера чаще всего напоминают склоки супружеской пары, и со смехом поведал грустную правду о том, что художественному кино пришел конец.

Британский режиссер Питер Гринуэй рассказал РИА Новости о своем новом проекте Food For Love ("Пища для любви") – элегантной смеси венецианской архитектуры, барочной музыки Вивальди и живописи колумбийца Ботеро, признался, что взаимоотношения продюсера и режиссера чаще всего напоминают склоки супружеской пары, и со смехом поведал грустную правду о том, что художественному кино пришел конец. Беседовала Мария Ганиянц.

- Один из ваших новых проектов Food For Love ("Пища для любви"), в основу которого легла новелла Томаса Манна "Смерть в Венеции". Расскажите о нем подробнее.

Английский режиссер-авангардист Питер Гринуэй в Москве

- У этого фильма две основы - картины колумбийского художника Фердинанда Ботеро (известного, прежде всего, своими рисунками очень полных людей - РИА Новости) и концерт для фагота Вивальди, великого композитора эпохи барокко. Мне захотелось совместить эти две вещи вместе, живопись и музыку, и чтобы обязательно присутствовала Венеция. Я ведь англичанин до мозга костей, а англичане обожают Венецию уже 500 лет. У нас есть целые серии академических исследований XIX века, посвященных искусству и архитектуре Венеции. А Каналетто (Canaletto, итальянский художник XVII века, глава венецианской школы ведутистов – РИА Новости) гораздо более англичанин, чем итальянец. Кроме того, как вы знаете, в Венеции проходит знаменитый кинофестиваль, но, даже если вы фильмы ненавидите, то в этом городе полно укромных и очень интересных местечек, где можно скрыться.

В общем, надо признаться, что этот проект рожден из желания пообщаться с картинами Ботеро, насладиться музыкой Вивальди, ну и снимать в Венеции, естественно. Кроме того, есть еще два города, так же, как и Венеция, построенные на воде – Санкт-Петербург, где я был недавно, и Амстердам, где я живу. Они тоже как-то будут связаны с картиной.

Конечно, есть определенная связь и с фильмом Висконти и с новеллой Томаса Манна, но это не значит, что этот фильм будет построен на "Смерти в Венеции".

Если кому то очень захочется искать параллели, то мой фильм – история юноши, в которого был влюблен главный герой новеллы (Густав фон Ашенбах), юноши, который уже вырос - о том, каким он человеком стал.

- А что по поводу вашего проекта "Эйзенштейн в Гуанахуато" - байопике о великом режиссере. Планируете ли что-то снимать в Одессе?

- Нет, в Одессу я просто поеду на Одесский международный кинофестиваль, а в Санкт-Петербурге провел кастинг - искал актера, который мог бы сыграть Эйзенштейна в возрасте 33 лет, когда он попал в Голливуд и Мексику. Найти пока не удалось. Если честно (но я вам этого не говорил), русские актеры плохо говорят по-английски, а я снимаю фильм на английском языке. Но мы продолжим попытки.

- Как вы достаете деньги на свои проекты?

Кадр из фильма "Контракт рисовальщика"

- У меня как-то вопрос с деньгами решился после успеха одной моей картины, которая совершила прорыв, получив оглушительный успех у критики, - я говорю о "Контракте рисовальщика", который я сделал в 1982 году. В те времена я считался элитарным режиссером, которого может понять только узкая группа интеллектуалов. Мы сделали этот исторический фильм, и я, надо сказать, наслаждался, снимая его. Делал я это, впрочем, безо всякой надежды на то, что фильм увидит широкая публика. Это был действительно интеллектуальный фильм, из тех, знаете ли, в которых говорят, а не делают, но он имел решающий успех. Дороги назад не было, это был козырь, карта, которую я вытянул, и вся моя карьера во многом базировалась на том, что меня ассоциировали именно с этой картиной. "О, это же тот парень, который снял "Контракт рисовальщика"! Ну и пошло-поехало, мы выпускали по фильму раз в два года, а сейчас у меня четыре-пять проектов, которые практически готовы к съемкам. И надеюсь, в скором времени я сниму свой шестнадцатый художественный фильм.

- Большинство ваших фильмов снято вместе с продюсером Кейсом Касандером (Kees Kasander) - вы постоянны?

- Иногда я делаю проекты с другими, но большинство все же с ним. Вы должны понимать, что взаимоотношения между продюсером и режиссером довольно нестабильные, как в плохом браке. И они долго не длятся. Вспомните историю Фредерико Феллини и Карло Понти, Вима Верндерса и Криса Сиверниха, у Вуди Аллена был продюсер, с которым он сделал чуть не десяток лент, но они тоже громко разошлись. Но мы с Кейсом Касандером продолжаем работать.

Познакомились мы давно. В 1978 меня пригласили на Роттердамский фестиваль. Там Касандер меня нашел и сказал, что лишь при том условии, что я не поеду в Голливуд, чтобы там снимать Элизабет Тейлор, он готов заняться моей кинематографической карьерой. Это было фантастическое предложение для начинающего режиссера.

Потом какое-то время работал с другими продюсерами, но встретил Кейса через три года на Каннском фестивале, и он подтвердил, что предложение в силе. И мы с тех пор вместе. Я прихожу с идеей и пишу сценарий, он находит деньги и следит за логистикой.

- Ваши интересы, насколько известно, лежат не только в сфере кинематографа...

- О да, я учился на живописца и по моим фильмам это хорошо видно, я экспериментирую с художественными практиками и новыми медиа. У меня сейчас большая выставка живописи в Барселоне, скоро будет в Милане. Меня нередко приглашают и как куратора художественных проектов, например, я делал выставку в Лувре, в Хофбурге в Вене, в Рейхсмузее в Амстердаме. У меня такая академическая репутация. Но как это все трансформируется в деньги - для меня до сих пор большой сюрприз.

- Что вы думаете о современном искусстве?

Режиссер Питер Гринуэй сравнил российское кино со старым вином

- Я горячий поклонник живописи, она, на мой взгляд, гораздо интереснее кино. Кино умирает, а искусство гораздо важнее, и играет в современном мире определяющую роль. Все эти кинофестивали - пустая трата времени. Кино умерло. Ты смотришь фильм и уже через 10 минут понимаешь, что случится. Мы уже знаем все истории и испытали все кинематографические эмоции. Кино умрет, а искусство будет продолжать развиваться, совершенствуя свои технологии. За все, что сделано руками человека, ответственны художники.

Расскажу анекдот. Швейцарский скульптор Альберто Джакометти любил говорить: "Можешь быть уверен, твоя бабушка понятия не имеет, кто такой Пикассо, зато можешь не сомневаться, что Пикассо знает все про твою бабушку".

- А видеоарт? Этот вид искусства сегодня как никогда близко подошел к кино...

- Возможно, самая грустная вещь происходит именно тогда, когда художники-видеоартисты хотят стать режиссерами художественных фильмов. Получается ублюдочное искусство. Нет, конечно, есть Билл Виола, но это топовая фигура, она на вершине, а все остальное… Видеоискусство простое и дешевое, с мелкими идеями, и я думаю, ему сейчас тоже пришел конец.

Будущее за техникой machinima (от machine - машина и cinema - кино; или от machine - машина и animation - анимация) – это будущее кино. Это возможность действовать на свободной территории, где нет ни законов гравитации, ни полиции, создать своего аватара, и позволить ему жить. Это один из путей, по которому может пойти кино.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена