Вячеслав Чеботарь: я опасался актеров - они опытные

Театральный сезон 2011-2012 (241)
Вячеслав Чеботарь
На Молодежном театральном форуме в Кишиневе показали спектакль "Король Ричард III" в постановке молодого режиссера Вячеслава Чеботаря. Совсем недавно он представил свою премьерную работу в Москве – постановку по пьесе современного уральского драматурга Екатерины Васильевой "Однажды мы все будем счастливы". В интервью РИА Новости Чеботарь посоветовал, что делать, если нет денег, чтобы построить дворец на сцене, и рассказал про природу власти.

На Молодежном театральном форуме в Кишиневе показали спектакль "Король Ричард III" в постановке молодого режиссера Вячеслава Чеботаря. Выпускник Академии, актер и режиссер, сейчас он заканчивает Магистратуру при Школе-студии МХАТ и Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве, в мастерской Виктора Рыжакова. Совсем недавно он показал свою премьерную работу – спектакль по пьесе современного уральского драматурга Екатерины Васильевой "Однажды мы все будем счастливы". В интервью РИА Новости Чеботарь посоветовал, что делать, если нет денег на то, чтобы построить дворец на сцене, и рассказал про природу власти. Беседовала Анна Банасюкевич.

- Как создавался "Король Ричард III"?

- Это мой первый спектакль в академическом театре на большой сцене. До этого я делал отрывки на курсе и читки. Я поставил дипломный спектакль "Что случилось с женщиной" по пьесе венгерского драматурга Киша - нашел пьесу, прочитал ее на румынском, мы списались по интернету. В своей пьесе он соединил несколько повестей и рассказов Чехова. По сюжету разные герои все время вспоминают о некой женщине, ищут ее, а она появляется в самом конце. Я спросил у автора, какие рассказы он использовал, сам добавил "Крыжовник" и еще некоторые, и сделал эту историю так, как я ее понимаю. Там были очень живые актеры, они не играли нарочито, а легко перевоплощались в персонажей. По жанру это философская комедия. После этого руководители разных театров в Кишиневе предложили мне работу. Потом я поступил здесь в режиссерскую магистратуру, а моим мастером был Александр Василаки, тогда худрук Театра им. Чехова. Когда пришло время ставить дипломный спектакль, я предложил ему несколько названий, в том числе "Пролетая над гнездом кукушки". Еще мне хотелось в рамках одного спектакля соединить чеховские пьесы: "Вишневый сад", "Дядя Ваня" и "Чайка", - мне кажется, там есть общий образ, мотив. Может, когда-то я этот замысел осуществлю. Но тогда он сказал мне, что это было бы слишком долгой историей. Тогда я предложил "Ричарда III", которого читал на первом курсе, и мне понравилось.

Прежде чем допустить меня к актерам, Василаки попросил, чтобы я создал проект, во всех подробностях расписал бы будущий спектакль. Я начал работать, стал читать исторические книги. Я обратил внимание на то, что у героев пьесы есть проблема языка – они говорят на английском, французском и латыни, которая универсальна для враждующих сторон. Я стал искать аналогию с современной Молдовой: у меня в спектакле три языка – русский, румынский и английский. Я работал с пятью переводами на русский, с двумя на румынский, с английским текстом и староанглийским вариантом.

- Сложно работать молодому режиссеру с заслуженной труппой?

- Я опасался актеров – они опытные, среди них много народных, заслуженных артистов. Но я был свободен в своем выборе, в распределении. По два часа я разговаривал с каждым, до этого здесь так никто не делал. Мне помогло знание материала, и если актеры спрашивали что-то, я мог рассказать все – про войну Алой и Белой Розы, про Францию, Англию, даже про Жанну д'Арк. Многих пугало, что действие развернется в зале, а не на сцене, в Молдове так еще не делали. Я объяснял, что на сцене я не могу выстроить дворец - у нас не было денег на декорации, все собиралось из подбора. А пространство зала для этого подходило. Я нашел такой образ - есть дворец, он рушится, а за него все равно дерутся. Мне казалось, что это очень похоже на Молдову 2010 года.

У нас действие разворачивается на трех планах: на авансцене, у ног зрителя, в зале, и на балконе. И это совсем разные способы работы с актером, разные способы выразительности. Думаю, что если я когда-то вернусь к этой пьесе, а мне хотелось бы, то многое сделаю по-другому.

- Чем тебя так привлекает эта пьеса?

- Я много читал Макиавелли, тут немало параллелей. Мне кажется, там много правды про сегодняшний день, про природу властей, все отражается как в зеркале. Ричард такой, потому что его таким сделал социум. Но я не оправдываю, я постарался понять. 

- Что происходит в молодой режиссуре в Молдове?

- Молодая режиссура есть - я могу вспомнить где-то двадцать имен, но, в принципе, мало. Молодым очень трудно пробиться на большую профессиональную сцену. Мне просто повезло. К тому же, не все возьмутся работать сразу на большой сцене, многие предпочитают малую, экспериментальное пространство, а у нас с этим непросто. Хотя недавно в Кишиневе открылось две новых площадки, два независимых экспериментальных театра. Это хорошо, но этого мало. К молодым, занимающимся экспериментальным театром, относятся снисходительно – ну, играются и играются. Я бы сам хотел здесь сделать какой-то экспериментальный, лабораторный проект, собрать молодую команду. И готов взять на себя ответственность, если идея провалится. Я видел в Москве, например, что делает Марат Гацалов в "Мастерской на Беговой" или что происходит в Центре им. Мейерхольда, где молодые делают "Театральный альманах". Мне кажется, это перспективная форма, это возможность диалога в искусстве, чтобы все новое и интересное не было бы только андеграундом.

- Через полгода ты закончишь магистратуру. Что будешь делать?

- Недавно я выпустил спектакль в Москве – "Однажды мы все будем счастливы". Тогда я понял, что на малой сцене, всего с двумя актрисами, можно работать гораздо дольше, чем на большой. С перерывами мы делали спектакль девять месяцев. А сейчас я репетирую со студентами Школы-студии МХАТ курса Райкина "Песнь песней" по Библии. Еще мы начали проект вместе с драматургом Любовью Мульменко. Она рассказала мне идею пьесы, мне понравилось, сейчас она пишет текст, мы встречаемся, обсуждаем. Хочется найти площадку в Москве и поставить. Это для меня новый опыт – такая совместная работа с драматургом. Если не получится, вернусь в Кишинев. Хотелось бы собрать команду молодых мыслящих ребят и ставить здесь с ними спектакли. Хочется перемен, но со смыслом, а не просто так.

Интервью
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.