Олег Вольнов: мы – не дети подземелья

© Фото : Первый каналЗаместитель генерального директора Первого канала по общественно- политическому вещанию Олег ВольновЗаместитель генерального директора Первого канала по общественно- политическому вещанию Олег Вольнов
Заместитель гендиректора Первого канала по общественно-политическому вещанию Олег Вольнов рассказал в интервью РИА Новости о перспективах документального кино на телевидении, недостатках интернета и необходимости дать русский ответ Discovery.

Заместитель гендиректора Первого канала по общественно-политическому вещанию Олег Вольнов рассказал в интервью РИА Новости о перспективах документального кино на телевидении, недостатках интернета и необходимости дать русский ответ Discovery. Беседовала Мария Ганиянц.

- Глава РПЦ патриарх Кирилл на днях назвал обилие развлекательных телепередач признаком опасных перемен в человеческой душе. Может, перестать гнаться за рейтингами и увеличить число образовательных фильмов?

- Во-первых, за последние несколько месяцев дважды встречался со Святейшим. Мы долго говорили о людях и вере - и не было никакого уничижения в адрес телевидения, и уж тем более не прозвучало, что корень всех бед нашего общества – телевидение.

Во-вторых,  рейтинги – это показатель количества телезрителей. И совет "перестать гнаться за рейтингами", извините, практически то же, что и совет прекратить вещание вообще.

Но по сути я согласен, что у российского телевидения, да и у государства в целом есть серьезная проблема – отсутствие образовательного, нацеленного на просветительство телевизионного канала, канала "базовых знаний". Ну почему мы смотрим "их" Discovery, почему Великобритания может позволить себе такой канал, как BBC-4? У нас нет ничего подобного, и ни у одного из федеральных каналов нет возможности сделать упор на научно-популярный и просветительский контент. Основные каналы вынуждены дублировать друг друга, так как должны покрывать всю картину дня, охватывать максимально широкую аудиторию.

- Ведь есть же телеканал "Культура", на котором нет рекламы. Почему бы не сделать такой образовательный телеканал?

- Это решение должно быть принято на государственном уровне. Если эту идею поддержит государство, то обязательно найдутся и богатые люди, которые готовы будут принять спонсорское участие в этом проекте.

Невозможно себе представить логотип какой-нибудь фирмы на пачках маленьких лебедей в балете "Лебединое озеро". А, например, на форме участников экспедиции в тайгу - вполне реально. И поэтому проект не обязательно будет убыточным. На старте потребуются вложения, и немалые, так как уровень фильмов должен быть конкурентоспособным. Но у нас умеют делать такое кино: есть база, кадры, идеи, опыт совместных масштабных проектов с западными каналами. Например, прекрасный сериал "Битва за космос" или фильм "Диана: последний день в Париже" мы делали вместе с ВВС. Вдобавок, мы лучше знаем свою аудиторию, чем иностранцы, и для наших соотечественников  российский телевизионный продукт важнее, чем западный.

Но без помощи государства эту благородную идею начать реализовывать невозможно.

- А может, уйти с этим проектом в интеренет? Вот сидит там "Дождь» и неплохо себя чувствует.

- Я понимаю интернет сегодня как некое параллельное телевидению пространство со  специфическими задачами и весьма специфичной аудиторией.

Когда я говорю о телеканале "базовых знаний", то имею в виду создание контента определенного рода, фильмов и программ, которые бы не уступали уровню Discovery или тому же BBC. Пока для интернета создание программ такого уровня в принципе невозможно. И потом, я говорю о влиятельном канале, аудиторию которого составят миллионы зрителей. Можно, конечно, уйти в кабельные сети и тешить свое самолюбие тем, что папа и мама где-то могут увидеть твою фамилию в титрах. Но мы же не "дети подземелья". Мы – команда чемпионов.  Если решать задачу на государственном уровне, то и масштаб должен быть соответствующий.

- Какое документальное кино хотят видеть телезрители, что говорят рейтинги?

На Западе уже лет восемь как наметилась тенденция снижения интереса к исторической тематике, теперь этот печальный тренд докатился и до России. Еще 3-4  года назад историческая документалистика собирала рекордные показатели, а сейчас рейтинги этого жанра (надеюсь, что временно) падают.

Очевидно, что документальное кино должно быть сегодня актуальным. Людям интересна современная жизнь, в первую очередь их волнуют базовые ценности:  здоровье, безопасность жизни, воспитание детей. Все больший интерес к проблемам окружающей среды. Хорошо смотрят наши циклы "Среда обитания", "Вкус жизни".

Телезрители по-прежнему любят фильмы об известных людях. Высокие рейтинги были у портретов Ноны Гришаевой, Марины Дюжевой, Анны Герман и многих других.

Мы будем поддерживать важные с нашей точки зрения темы. Только что к 50-летию полета первого человека в космос показали документальный сериал "Открытый космос", готовится продолжение сериала "Великая война". Эти два сериала, по-моему, вообще новое слово в документальном кино – симбиоз уникальных фактов с самой современной "компьютерной" подачей. Сейчас готовим фильм к 25-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В свете событий в Японии он становится очень актуальным. Фильм выйдет на экраны 25 апреля.

- Какие документальные фильмы вы никогда не покажете на Первом?

- У нас нет никаких запретов, кроме тех, которые нарушают общечеловеческие этические нормы. Никогда не поставлю фильмы, где идет пропаганда насилия, расовой дискриминации и пр. Ну и есть ограничения, которые диктуются необходимостью собирать у телеэкрана максимально возможную аудиторию. Моя задача - соблюсти баланс между рейтингом и общественной значимостью.

- За счет чего живет, а по российским меркам - жирует документальное кино на Западе?

- Если хотите знать мое сугубо частное мнение, то успешный западный прокат документального кино – надуманная вещь.
Да, был успех "9/11 по Фаренгейту" Майкла Мура, "Птиц" Жака Перрена, "Марша пингвинов" Люка Жаке. Но это скорее исключения, подтверждающие правила. Другое дело, что есть значительный рекламный рынок США, за счет которого можно "отбить" производство документального телевизионного кино. Есть французские и немецкие фонды, которые поддерживают документальное кино, есть специализированные каналы, фестивали документальных фильмов. 

Но и у нас, и на Западе документальное кино в общем и целом для проката не выгодно. Я однажды пытался помочь с прокатом нашим производителям документального кино. Владельцы кинотеатров смотрели на нас, как на идиотов. Если бы число кинотеатров было больше в разы, тогда, может быть, легче было бы договориться о прокате документального кино. Но пока все не так. 

- Складывается впечатление, что у документалистов -  затянувшийся кризис: режиссеры (Учитель, Лозница) бегут в игровое кино, оставшиеся снимают "для своих", в расчете на фестивали...

- Кризиса на телевидении точно нет. Есть проблемы в каждом жанре: что-то отмирает, что-то - наоборот. Мы показываем по Первому порядка 200-250 документальных фильмов в год, 3-4% - наше собственное производство, 10% мы покупаем за границей, все остальное – независимые производители по нашему заказу.

- Сколько стоят покупные фильмы?

По-разному, в зависимости от того, что за фильм и на каких условиях вы его берете: от тысячи долларов до нескольких десятков тысяч. 
Как правило, фильмы покупаются на условиях двукратного показа, но в некоторых случаях контракт может быть бессрочным. Например, в сериале "Россия от края до края" - его снимали немецкие коллеги – мы вступили в проект на этапе постпродакшн, вложили немало денег, но и получили права на вечное использование уникальных съемок.

Чем отличается Первый канал - так это тотальным контролем за рынком кинопродукции. Мы отслеживаем все мало-мальски интересное, что происходит в области документального кино, знаем планы режиссеров и студий на несколько лет вперед. Хотя часто то, что они делают, и не подходит под телеформат. Когда аудитория - 200 миллионов человек, то степень ответственности принципиально иная.
Но количество каналов растет, и не исключено, что в скором времени появится у нас канал, на котором будут показывать документальный артхаус, и у него будет своя аудитория.

- Чем отличается документальное кино для фестивалей от того, что берут и делают для ТВ?

- Это просто два разных подхода. Задача телевизионщиков – придумать идею и реализовать ее таким образом, чтобы ее посмотрело как можно больше людей, а режиссеры документального кино нередко снимают для себя и узкого круга почитателей. Да и принцип телевизионного монтажа несколько отличается от кино: он более активный, подача материала динамичнее, и все объяснять надо подробнее.
У меня на столе есть папки, в которых множество заявок на будущие фильмы, и ко всем у меня есть главное требование – принцип воплощения должен быть таким, чтобы интересно было многомиллионной аудитории.

- Какие новые фильмы нас ждут в ближайшее время?

- 23 апреля выйдет фильм "Пасха". Это последняя часть большой трилогии – "Рождество", "Великий Пост", "Пасха". Бюджет у трилогии немаленький, но и работа сопоставима по уровню с западными лучшими документальными проектами.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена