Известный продюсер и глава компании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян, на счету которого создание таких многосерийных телефильмов, как «Доктор Живаго», «Офицеры», «Ликвидация», «Апостол», а также кинопроектов «Бой с тенью», «Русалка», «Домовой», «Непобедимый» и многих других, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Ганиянц о том, что ждет российское кино и телевидение в эпоху кризиса и кто за границей любит российский кинопродукт.
- Каковы перспективы российского кинематографа?
- Нас ожидает сокращение объемов производства и, главное, резкое уменьшение количества запускаемых картин. Российский кинематограф скукожится, как шагреневая кожа.
Сильнее всего это коснется авторского кинематографа, которому придется особенно тяжело. С другой стороны, возможен и обратный эффект: этой осенью государство должно запустить систему финансирования кино, по которой для большинства проектов предусмотрена помощь в размере 25 миллионов рублей. А на эту сумму только авторский фильм и можно будет снять.
Зато те картины, которые будут финансироваться в условиях кризиса, станут изучаться практически под лупой. Я надеюсь, что планка качества запускаемых проектов будет повышена: будь это проекты, ориентированные на фестивали, или коммерческие проекты, «заточенные» на прибыль, успешный прокат.
- А как же национальные мега-проекты, на которые обещали давать миллионы долларов?
- Надеюсь, эти планы реализуются. Для киноиндустрии сейчас очень важна государственная поддержка. Кино - это и идеология, и развлечение. И то, и другое в тяжелых условиях важно для общества. И сейчас те восемь национальных проектов, на которые планировалось выделять по 4 миллиона долларов, были бы очень заметными, так как вместо 70-90 российских картин, как это происходило последние годы, будет выходить порядка 30 фильмов в год. А потребность в национальном кино, которое несет в себе что-то большее, чем чистое развлечение, сейчас, на мой взгляд, очень высока.
- Как изменятся схемы возврата денег, потраченных на фильм, в связи с кризисом?
- Прежде всего, в условиях кризиса процесс возврата инвестиций значительно удлинится. Раньше предпрокатные продажи – обычно это теле- и DVD-права – на больших, значимых картинах приносили до половины бюджета. Сейчас телевизионные цены упали в разы, DVD-рынок просел и эти виды прав могут принести лишь 25% бюджета картины. В условиях кризиса основной упор приходится делать на прокат и зарубежные продажи.
- Как отразился кризис на планах вашей компании?
- Действительно, у «Централ Партнершип» планы были сверстаны на три года вперед, но кризис вносит в эти планы определенные коррективы.
Сейчас мы пожинаем плоды бурного производства в 2008 году. 2 апреля выходит масштабный проект «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко, над которым мы работали полтора года совместно с телеканалом «Россия». И в этом году мы также увидим такие картины, как «Бубен-барабан» Алексея Мизгирева, «Чудо» Прошкина-старшего, «Миннесота» Прошкина-младшего, «Фонограмма страсти» Николая Лебедева, «Счастливый конец» Ярослава Чеважевского, «Невеста любой ценой» Николая Грачева, а в конце этого года или начале следующего мы собираемся выпустить в прокат нашу самую большую картину - «Темный мир» Антона Мегердичева по сценарию Андрея Сидорова (режиссер фильмов «Бригада», «Бой с тенью» - ред.). Это первый российский молодежный триллер с элементами боевика.
Также компания разрабатывает несколько новых кинопроектов. В частности, киноэпос с шестимиллионным бюджетом - «Дом», сценаристом и режиссером которого выступает Олег Погодин. Это чрезвычайно сильная история, в каком-то смысле это итоговое произведение для 90-х годов, развенчание мифа о «крутизне» криминального мира, «анти-Бумер».
- Кого за границей интересует российское коммерческое кино?
- Нас очень хорошо берет Азия: Китай, Япония, Корея, Малайзия, Сингапур - им нравится уровень того экшена, который мы показываем. Хорошо покупает российские фильмы и Латинская Америка, в том числе Бразилия и Аргентина. Вообще разброс стран достаточно широк. Например, фильм «12» Никиты Михалкова, дистрибуцией которого мы занимались, приобрели в примерно 30 странах. Такие же показатели у наших «Русалки» и «Волкодава». А некоторые фильмы - например, оба «Боя с тенью», «Волкодав» - приобретаются и дистрибуторами США, Канады и Великобритании - крупнейших мировых кинорынков.
- И дорого ли продаются российские фильмы?
- Цены сопоставимы с ценами на европейское кино.
- На какой рынок надо делать ставку в условиях кризиса, на российский или международный?
- На российский рынок, естественно. Мы снимаем картины, прежде всего, для российского зрителя, а международные продажи - хоть и растущий, но все же дополнительный канал продаж. При этом угадать заранее, будет ли этот фильм успешен на Западе, практически невозможно, так же как сложно со стопроцентной уверенностью прогнозировать успех фильма в принципе. Даже когда мы рассматриваем возможность копродукции с нашими западными партнерами, например, с Paramount Pictures, их главное требование - чтобы продукт был в первую очередь успешным на российском рынке. Для того чтобы сделать картину успешной на Западе, она должна быть, как минимум, снята на английском языке. А снимать на языке - это значит привезти в Россию западных актеров, то есть сделать полностью западный продукт, а мы, повторю, в первую очередь работаем для российского зрителя и кино снимаем российское.
- Почему дублированным фильмом нельзя покорить США?
- Дубляж законодательно запрещен в США. В 70-х годах прошлого века голливудские боссы для защиты собственного рынка приняли решение: все зарубежные картины, снятые не на английском языке, выпускать только с субтитрами. Тем самым они оградили свой рынок от иностранной продукции, так как фильмы с субтитрами резко ограничивают аудиторию. Практически нет примеров, чтобы картина с субтитрами собрала большую кассу. Было одно исключение из этого правила - «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Crouching Tiger, Hidden Dragon) Энга Ли, выпущенная с субтитрами в США, собрала более 100 миллионов долларов. Но там и слов немного.
- Сейчас частенько слышны заявления о том, что голливудские мэйджоры, которые прочно обосновались в России и пробуют снимать здесь кино, «сожрут» во время кризиса российский рынок.
- Я внимательно изучал опыт работы голливудских мэйджоров в таких странах, как Франция, Англия и Германия. В Англии они действительно снимают очень активно, а во Франции и Германии делают всего одну-две картины в год, и вряд ли в России будут снимать больше. У российских продюсеров большие шансы противодействовать западному нашествию, так как мы лучше понимаем, что нужно российскому зрителю. И неслучайно который год самые кассовые фильмы у нас - российские, сделанные российскими продюсерами.
- Что ждет кинокомпании в России? Поглощения, слияния?
- Действительно, большое количество компаний ждет разорение, и я полагаю, что в ближайшее время процесс слияний и поглощений будет активным. Я знаю компании, которые достаточно агрессивно себя ведут на рынке. И они правы, так как сейчас действительно можно относительно недорого купить активы, которые в будущем смогут приносить пользу.
Мы пошли другим путем: во время кризиса мы стараемся нарастить библиотеку фильмов, считая, что в условиях кризиса библиотеки будут очень востребованы на рынке. Так как фильмов производить станут меньше, а объем эфирного времени не уменьшится.
- Какова ситуация с телепроектами «Централ Партнершип»?
- Телеканалы внятно объяснили нам уровень цен, по которым они сейчас готовы покупать нашу продукцию. Поэтому нам пришлось урезать стоимость производства в два-три раза. Сейчас этот процесс затронул весь рынок. Наверное, вы знаете о создании Ассоциации теле- и кинопродюсеров, которая старается выработать новые принципы функционирования киноиндустрии, и, в частности, выработала рекомендованный уровень гонораров работников, задействованных в теле- и кинопроизводстве. «Централ Партнершип» рассчитывает запустить шесть крупных проектов в новых ценах.
- Что это за картины?
- Во-первых, «Брестская крепость» - большой проект по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии режиссера Александра Котта, сейчас идет подготовительный период.
В планах и многосерийный художественный фильм «Журов-2» с Андреем Паниным в главной роли, где режиссером выступит Карен Оганесян (режиссер фильма «Домовой» - ред.). Уже написан сценарий первых трех фильмов из двух серий каждый. Также разрабатывается сериал «Шпана замоскворецкая» - 16-серийный фильм по сценарию Эдуарда Володарского, который покажет послевоенное время и жизнь подростков Замоскворечья. Режиссером этой картины будет Зиновий Ройзман.
Кроме этого, компания работает над военной драмой «Второе восстание Спартака» режиссера Юрия Мороза, действие которой происходит с 40-го по 50-е годы прошлого века. Это история про летчика, который после того, как Гитлер первый раз сбросил бомбы на Москву, по приказу Сталина вместе с другими летчиками-смертниками полетел бомбить Берлин. Он был единственным, кто долетел, но его сбили на обратном пути. Герой попал в концлагерь в Польше, бежал, попал к партизанам, вернулся в 1945 году в Россию и его сослали на Соловки. Там он поднял самое большое восстание в истории лагерного движения. Надеюсь, зрители увидят эти проекты в 2010-2011 годах.