Рейтинг@Mail.ru
Виновник трагедии на АПЛ "Нерпа": мнения специалистов разделились - РИА Новости, 17.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виновник трагедии на АПЛ "Нерпа": мнения специалистов разделились

© РИА НовостиПодводная лодка класса "Нерпа"
Подводная лодка класса Нерпа
Читать ria.ru в

Матрос российской АПЛ, на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, подозревается в том, что неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке. Об этом в понедельник сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к следствию.

Несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения произошло во время заводских ходовых испытаний в Японском море на АПЛ "Нерпа", еще не принятой в состав ВМФ России. От отравления фреоном погибли 20 человек, из них трое военных и 17 гражданских.

По мнению главы Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимира Уйбы, подводников с "Нерпы" можно было спасти, если бы помощь пришла раньше. В полночь, когда произошло несанкционированное включение системы пожаротушения, люди спали во втором отсеке и были "придавлены" фреоном. Особенностью этого газа является то, что он быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом очень ядовит.

Как пишет "Коммерсант", эксперты подтвердили то, что система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) на подводной лодке была запущена в действие вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго, жилого отсека АПЛ.

В ходе расшифровки информации блока "Ротор" (аналог авиационных "черных ящиков") выяснилось, что была проведена калибровка датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке, пишет издание. В один момент температура, которую показывал датчик, резко возросла, на что соответствующим образом отреагировала система пожаротушения.

В четверг "Российская газета" сообщила, что в совершении несанкционированных операций подозревается матрос-контрактник Дмитрий Гробов, который был задержан 13 ноября. Во время ЧП подозреваемый стоял на вахте; код доступа к пульту управления был написан там же карандашом, добавляет "Коммерсант".

Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования.

Выводы СКП

Раннее в СКП сообщили, что подозреваемым является один из матросов экипажа,  который без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки. В отношении матроса, имя которого не было названо, возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).

Выводы СКП вызвали сомнения, как у сослуживцев того самого матроса, так и у представителя профильной комиссии Общественной палаты Анатолия Кучерены, а также у главы Генштаба Вооруженных сил Николая Макарова.

Глава Генштаба ВС РФ призвал не спешить называть виновных. "Нужно сначала дождаться результатов следствия, и лишь затем будут делаться выводы", - сказал Макаров.

Аналогичного мнения придерживается и глава комиссии Общественной палаты Анатолий Кучерена: "Только возбуждено уголовное дело, не проведен ряд важнейших следственных действий, в результате которых необходимо установить виновного... И уже сегодня же объявляется человек, который якобы дает признательные показания".

По словам Кучерены, Общественная палата будет просить следователей рассматривать, помимо озвученной, все версии и в своих выводах исходить не только лишь из признательных показаний матроса. В судебной практике достаточно примеров, когда человек, давший признательные показания, на самом деле оказывался невиновным, считает  глава комиссии Общественной палаты.

Мнение специалистов

В версии следствия о единоличной ответственности матроса сомневаются  бывшие подводники. "Святое правило подводников: не знаешь - не трогай. Опытный матрос-контрактник не мог его не знать", - сказал "Коммерсанту" капитан первого ранга запаса Тарас Москаленко, командовавший АПЛ 675-го проекта.

Капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ проектов 675 и 667Б, считает, что матрос мог выполнять приказ кого-то из командиров, отмечает издание.

"Маловероятно, чтобы вахтенный матрос мог действовать совершенно самостоятельно. Вероятно, ему дали команду провести калибровку приборов. Однако сам матрос ошибся, а его действия никто не проконтролировал", - предположил Марковцев.

"Допуск к системе имеют члены экипажа рангом не ниже старшего офицера. Невозможно просто включить систему, которая защищена несколькими уровнями подтверждения", - заявил эксперт.

Мнение сослуживцев обвиняемого

Сослуживцы матроса, обвиняемого в несанкционированном включении противопожарной системы на АПЛ "Нерпа", уверены в его непричастности к аварии.

"Я и многие наши подводники знаем его достаточно давно. Мы не первый раз плаваем вместе. Лично я знаю его более пяти лет. Это отличный специалист и дисциплинированный моряк. Он просто не мог каким-либо образом включить ЛОХ", - сообщил один из пострадавших офицеров, присутствовавший на похоронах погибших приморцев.

По его словам, включить систему пожаротушения одновременно в двух отсеках технически практически невозможно.

Целесообразность использования системы "ЛОХ"

ЧП на борту "Нерпы" вызвало дискуссии о целесообразности дальнейшего использования системы "ЛОХ". В ближайшее время экспертам Амурского судостроительного завода предстоит выяснить, возможно ли повторение ситуации, которая произошла на АПЛ "Нерпа"Ранее проведенный осмотр подводной лодки  не выявил каких-либо отклонений в работе основных систем "Нерпы". Как заявил помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, военный флот не намерен отказываться от использования автоматизированной системы пожаротушения.

"Система "ЛОХ", стоящая на вооружении ВМФ России, является в настоящее время самой эффективной для предотвращения и тушения пожаров в замкнутом пространстве в корпусе подводной лодки", - сказал Дыгало.

Подобные системы пожаротушения используются на подводных лодках ВМС ряда ведущих государств НАТО.

По словам Дыгало, российские разработчики еще не придумали более эффективную систему пожаротушения, которая могла бы в считанные секунды предотвращать возгорание на АПЛ.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала