Касперская: Чем нужнее стартапу деньги, тем меньше шансов получить их

© Фото : РВКНаталья Касперская, генеральный директор InfoWatchНаталья Касперская, генеральный директор InfoWatch
"Весной 2000 года я пыталась привлечь инвестиции для молодой тогда компании "Лаборатория Касперского". Тогда инвесторы смотрели на меня тухлым взглядом и говорили: "Антивирус есть у всех – он никому не нужен. Вот если бы у вас был интернет…", - вспоминает Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch.

В рамках акселерационной программы Generation S эксперты и менторы обсудили с участниками проекта различные аспекты развития стартапа: от выбора идеи и подбора команды до выхода на рынок, общения со СМИ, финансирования и продажи крупным корпорациям.

Одной из задач бизнес-акселератора было научить стартаперов привлекать инвестиции. Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, в интервью РИА Новости рассказала о том, в каких вопросах стартаперу стоит прислушиваться к инвестору и насколько возможен и оправдан свой, особенный путь развития проекта.

- Какой совет вы могли бы дать молодым предпринимателям, ищущим инвестора?

— Я не скажу "Дерзайте, ищите деньги" – это ложный призыв. Он подразумевает отказ от ряда собственных принципов в угоду интересам других.  Почему считается, что инвестор делает все правильно? Почему то, что ему нравится, – это априори хорошо? Кто сказал, что он сможет вывести ваш продукт на рынок?
Часто инвестор не понимает, что вообще нужно  делать с продуктом. Поэтому совет "сделать все, лишь бы получить деньги" — неправильный. Он может просто направить компанию по ложному пути – по сути, по дорожке, проложенной инвестором. Для того чтобы сделать что-то новое, прорывное, нужно идти не по дорожкам, по которым идут толпы. Надо искать не "торную тропу", а собственную, отдельную тропинку.

Инвестору отдельные тропы не нужны: обычно он их не понимает и боится, если только это не сумасшедший человек, который готов инвестировать просто потому, что ему нравятся горящие глаза. 

- Реально ли найти такую "тропинку" в условиях современного рынка?

— А почему нет?  Весной 2000 года я пыталась привлечь инвестиции для молодой тогда компании "Лаборатория Касперского". В то время у нас был существенный кассовый разрыв, и нам требовались финансы. Но чем больше нужны деньги, тем меньше шансов, что их дадут. Тогда инвесторы смотрели на меня тухлым взглядом и говорили: "Антивирус есть у всех – он никому не нужен. Вот если бы у вас был интернет…".

Через 6 месяцев мы наблюдали крах доткомов, и все эти инвесторы, которые не успели выйти из интернет-компаний, потеряли свои деньги. Через год они же или их коллеги бегали за "Лабораторией Касперского" и говорили: "Давайте мы вас проинвестируем". Но мы уже пережили свой кризис и от денег отказывались.

И сейчас я понимаю, что отсутствие инвесторов и необходимости согласовывать свои действия с кем бы то ни было, обеспечило компании возможность рискованных экспериментов и шагов. Да, мы чуть не срывались в пропасть при некоторых из них, но, в конце концов, нам удалось преодолеть все кризисы и найти свой собственный путь, став одним из 4 глобальных лидеров на своем рынке. А за это, согласитесь, стоило рисковать.

- "Лаборатория Касперского" никогда не сотрудничала с инвесторами?

— Никогда. В то время когда компания создавалась, не было ни такой среды, ни возможностей. Кредитов софтверным компаниям не давали, инвестфонды на нашем рынке инвестировали только в реальный сектор, а венчурного финансирования как такового практически не существовало. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что это было хорошо. Компания должна быть голодной и изобретательной, потому что тогда она сможет найти свой особенный путь.
Причем это касается не только российского рынка. Например, когда мы покупали немецкую компанию EgoSecure, я поразилась тому, как у них все устроено. У основателей не было денег, поэтому маркетинг и продажи они лицензировали у одной компании за процент с этих самых продаж, разработку – у другой за процент с будущих продаж. То есть экономили страшно.

В немецком офисе у них было всего 5 человек, а фирма-разработчик находилась в Минске. Поэтому при небольших оборотах бизнес не только не имел убытков, но даже приносил маленькую прибыль. При этом, хотя EgoSecure денег как таковых не привлекала,  фирма-разработчик по сути выступала соинвестором и в течение первых 3-4 лет несла  убытки, рассчитывая на будущие доходы, а потом за один год окупила проект.

К чему я это рассказываю? К тому, что можно обойтись вообще без инвестора. Конечно, такой путь трудно рекомендовать компаниям, ведущим фундаментальные технологические разработки, которые могут занимать несколько лет. Тут без внешних инвестиций не обойтись. Но небольшим компаниям, имеющим возможность быстрой коммерциализации, надо всегда пытаться сначала выжить самим, без инвестора, находя эффективные пути, как тот же EgoSecure.
И совет напоследок. Получить деньги на хороших условиях можно только в том случае, если вы докажете, что деньги вам не нужны. Чем больше вам нужны деньги, тем хуже будут условия. К сожалению, так устроен капитализм – капиталисты хотят гарантированного возврата своих средств.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена