Российский телескоп увидит "гамма-Вселенную" в высоком разрешении

Столкновение двух скоплений галактик: темная материя показана голубым цветом, обычная - розовым

МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Российский космический телескоп "Гамма-400", запуск которого ожидается в 2016 году, сможет увидеть астрономические объекты в гамма-диапазоне с непревзойденно высоким разрешением, а также, возможно, позволит обнаружить следы темной материи.

Об этом в интервью РИА Новости рассказал заместитель научного руководителя проекта Николай Топчиев, ведущий научный сотрудник Лаборатории космических лучей Физического института РАН имени Лебедева (ФИАН).

Что видно в гамма-небе

Гамма-излучением называют следующий за рентгеновским диапазон электромагнитного спектра с длиной волны ниже 5-10 тысячных долей нанометра (5-10 пикометров).

Космический аппарат «Гамма-400» в полете.

Многие процессы во Вселенной сопровождаются гамма-излучением. Впервые так называемые гамма-всплески обнаружил в 1967 году один из американских спутников серии Vela, предназначенный для слежения за ядерными испытаниями. Сейчас каждый год фиксируется порядка сотни гамма-всплесков. Астрономы считают, что источники этих сверхмощных вспышек находятся на расстоянии в миллиарды световых лет, их порождают взрывы сверхновых и превращение звезд в черные дыры.

Помимо вспышек в гамма-диапазоне, было обнаружено гамма-излучение от дискретных источников (пульсаров, квазаров, активных ядер галактик). Также было зафиксировано фоновое галактическое и внегалактическое излучение, свечение многих других космических объектов, в числе которых, например, гигантские "уши" нашей Галактики - пузыри над ее центром, обнаруженные обсерваторией "Ферми".

Гамма-телескопы

Целенаправленное изучение гамма-Вселенной началось в 1970-е годы, когда на межпланетных станциях устанавливали первые датчики гамма-излучения.

В 1989 году на орбиту был запущен советский гамма- и рентгеновский телескоп "Гранат". Через четыре года его работы вышла из строя система ориентации, и телескоп перешел в режим ненаправленных наблюдений. Аппарат закончил работу в 1998 году и смог получить, в частности, новые данные об излучении центра Галактики, ряде "кандидатов" в черные дыры.

Советский гамма-телескоп «Анна-3»

Также СССР в 1990 году был запущен гамма-телескоп "Гамма-1", однако из-за вышедшей из строя системы питания искровых камер ему не удалось получить научные результаты с высоким угловым разрешением. Астрофизические наблюдения в гамма-диапазоне велись также с модуля "Квант" на станции "Мир". Сейчас на орбите функционирует запущенная в 2002 году европейская обсерватория "Интеграл", в работе которой участвуют российские ученые.

США в 1991 году вывели в космос большую гамма-обсерваторию "Комптон" (Compton Gamma Ray Observatory), которая проработала на орбите до 2000 года. Ей на смену в 2008 году американцами был запущен гамма-телескоп "Ферми" (Fermi Gamma-ray Space Telescope), который отличается рекордно высокой чувствительностью и разрешением.

Засечь темную материю

Однако будущая российская гамма-обсерватория "Гамма-400" сможет перекрыть рекорды "Ферми", сказал Топчиев.

"Это аппарат следующего поколения. Угловое разрешение у нас будет в пять раз лучше, чем у "Ферми". Он открыл 1,5 тысячи дискретных гамма-источников, однако половина из них не может быть идентифицирована ни с одним источником в других диапазонах, потому что не хватает угловой точности. У нас она будет значительно лучше", - сказал собеседник агентства.

Одной из нерешенных задач гамма-астрономии остается проблема идентификации источников гамма-излучения. Далеко не всегда ясно, какому объекту в оптическом или радиодиапазоне соответствует тот или иной гамма-источник. Кроме того, остается неясной сама природа многих источников. Решить эту задачу и поможет высокое разрешение "Гамма-400".

Кроме того, добавил Топчиев, российский аппарат сможет значительно точнее "сортировать" гамма-кванты по энергиям. "Энергетическое разрешение у нас будет в десять раз лучше, чем у "Ферми". Это значит, что при построении энергетического спектра мы можем видеть более тонкие вещи, какие-то очень тонкие гамма-линии", - сказал ученый.

Схема телескопа "Гамма-400"

Топчиев подчеркнул, что будущая обсерватория не будет дублировать уже работающие аппараты. "Гамма-400" будет единственным космическим инструментом, работающим с гамма-квантами с энергиями до 3 тысяч гигаэлектронвольт, что в 10 раз больше, чем диапазон "Ферми". Первоначальная верхняя граница энергии, 400 гигаэлектронвольт, осталась только в названии аппарата.

"До этого никто такие энергии в космосе не измерял", - сказал он.

Ученый отметил, что эти особенности аппарата дают возможность зафиксировать следы таинственной темной материи, на долю которой приходится 23% массы Вселенной (еще около 72% приходится на темную энергию, а на "обычную" материю - лишь 4,6%). Темная материя состоит из тяжелых частиц, которые практически не взаимодействуют с обычной материей и проявляют себя только через гравитацию (Weakly Interacting Massive Particles - WIMP). Как считают ученые, заметить темную материю можно по следам аннигиляции ее частиц - по потокам гамма-квантов.

"Должен быть некий избыток на общем фоне. Мы меряем фон, по идее, должен быть такой спектр, а мы получаем избыток, и если мы его обнаружим, можно будет говорить о следах темной материи", - сказал Топчиев.

Трудная судьба

Как и у многих других российских космических исследовательских проектов, у телескопа "Гамма-400" непростая судьба. Разработка проекта орбитальной обсерватории была начата еще в середине 1980-х годов в стенах ФИАНа. В его создании участвовал нобелевский лауреат Виталий Гинзбург.

Долгое время, по словам Топчиева, "Гамма-400" имела статус НИР - научно-исследовательской разработки. Только в 2009 году работы по проекту перешли в стадию опытно-конструкторских работ.

Проект включен в Федеральную космическую программу, в ней указан срок запуска - 2013 год. "Сейчас в Роскосмосе называют срок запуска - 2016-2017 год. В 2013 году начнется реальное изготовление аппарата, сборка, испытания", - сказал Топчиев.

По его словам, сейчас готовится эскизный проект аппарата, есть лабораторные образцы приборов. К созданию обсерватории привлечены специалисты итальянского Национального института ядерной физики.

"На эскизный проект Роскосмос в 2009 году выделял 2 миллиона долларов. На 2011 год - 3,5 миллиона долларов", - добавил собеседник агентства.

Научную аппаратуру будет производить ВНИИЭМ, а сам спутник - НПО имени Лавочкина. Аппарат будет создан на базе новой НПО имени Лавочкина платформы "Навигатор". Масса научной аппаратуры составит 2,6 тонны, а общая масса обсерватории - 3,5 тонны.

"Гамма-400" будет работать на высокоэллиптической орбите с апогеем 300 тысяч километров и перигеем 500 километров, куда ее выведет тяжелая ракета - либо "Зенит", либо "Протон".

"Через полгода орбита станет более круглой и выйдет из радиационных поясов (областей с высокой концентрацией заряженных частиц, попавших в "ловушку" земного магнитного поля). Поэтому мы сможем использовать для наблюдений 90% времени", - сказал Топчиев.

После "Ферми"

Обсерватория "Гамма-400", как ожидается, проработает на орбите семь лет. По мнению Топчиева, не исключено, что со временем к проекту присоединятся ученые из США.

"Американцы уже интересуются, есть контакты, взаимный интерес. "Ферми" протянет еще года два, а потом что? "Ферми" многое открыл, но поставил много интересных вопросов, естественно, ученым из Штатов будет интересно. Тем более, что у них в перспективе никаких новых аппаратов не планируется", - сказал ученый.

Новости