Рейтинг@Mail.ru
Достоверность и внимание к деталям - сильные стороны традиционных СМИ - РИА Новости, 07.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Достоверность и внимание к деталям - сильные стороны традиционных СМИ

© Фото : предоставлено Вадимом БелобровцевымПолитолог Вадим Белобровцев
Политолог Вадим Белобровцев
Читать ria.ru в
XXI век для СМИ стал в своем роде переломным. Но говорить о том, что интернет планомерно уничтожает телевидение, радио и газеты, едва ли корректно, считает эстонский политолог Вадим Белобровцев - участник Форума европейских и азиатских медиа - 2012.

Вадим Белобровцев, политолог, советник Социал-демократической фракции парламента Эстонии

XXI век для средств массовой информации стал в своем роде переломным — интернет открыл массу новых возможностей, год от года "перетаскивая" все больше предлагаемой традиционными видами масс-медиа информации во всемирную паутину. Разговоры о близкой и неизбежной смерти печатных изданий ведутся все активнее, однако тиражи газет обваливаться не спешат, издатели же тем временем находят новые приемы, как совместить бумажные и электронные издания, порой переплетая их между собой.

Говорить о том, что интернет планомерно уничтожает привычные нам телевидение, радио и газеты, едва ли корректно. Нужно помнить о двух важнейших вещах — целевой аудитории и географии потребления СМИ.

Ни для кого не секрет, что новости из всемирной паутины черпают, прежде всего, потребители помоложе. Основная масса людей пенсионного возраста все же привыкла смотреть новости по телевизору, слушать радио и читать газеты в бумажном виде, а не на ноутбуках и планшетах. Бабушка с айпадом, увлеченно следящая за событиями на порталах и просматривающая ролики на ютубе, пока все-таки воспринимается как шутка. Следовательно, у "старых" видов масс-медиа пока сохраняется свой потребитель, причем весьма многочисленный. Хотя естественно, что с развитием технологий и сменой поколений число таких потребителей будет сокращаться.

Говоря о географии потребления, я использую этот термин в двух значениях: во-первых, это местонахождение потребителя в конкретный момент времени, во-вторых, место его проживания в целом. В первом случае можно привести в качестве примера салон автомобиля: при всем желании водитель, управляющий транспортным средством и следящий за дорогой, не будет заходить в интернет или смотреть телевизор, а все же ограничится радиоприемником. Аналогичная ситуация встречается и на многих рабочих местах. К тому же далеко не везде можно сразу получить доступ к интернету. А к радио и телевидению — можно.

Что касается места проживания, то здесь все довольно просто: чем в большей глубинке обитает потребитель информации, тем чаще он использует традиционные СМИ — радио и телевидение, а также, если придется, газеты. В сельской местности далеко не всегда есть интернет, хотя, конечно, спрятавшихся от него уголков на Земле становится все меньше, особенно с развитием мобильного интернета.

Принимая во внимание вышесказанное, можно констатировать, что еще долгие годы, а то и десятилетия традиционные СМИ будут сохраняться, хотя и понемногу уступать свои позиции. Понимая это, издатели и редакторы все больше внимания уделяют тому, чтобы каким-то образом объединить электронные и привычные масс-медиа.

Наиболее распространенные варианты такого переплетения — это газетные статьи, публикуемые  на порталах полностью или частично (иногда за деньги), цифровые газеты, размещаемые на новостных сайтах видеосюжеты и т.д. В идеале работники онлайн-редакций тех же газет сидят рядом с пишущими журналистами и редакторами и сотрудничают по мере возможностей.

Пожалуй, главным изменением последнего десятилетия для газет (и, в какой-то степени, для телевидения) стал отход от погони за оперативностью и количеством новостей. Всем понятно, что бумажная пресса не может соревноваться с интернет-изданиями, которые "вываливают" новости на портал по мере их получения, газеты же выходят, в лучшем случае, раз в день. Основной упор пишущих СМИ теперь делается на развернутости и достоверности информации, больше внимания уделяется деталям и сбору комментариев от самых разных сторон. И если порталы делают ставку на количество новостей (чем больше, тем лучше), то традиционные СМИ стали выбирать главные новости и освещать их предельно основательно. Также в цене поднялись аналитические материалы и мнения экспертов, которые тоже не нуждаются в оперативной публикации.

Одним из важных жанров, который полностью сохранился только в газетах и на телевидении — это репортаж. В интернете, где порталы гоняются, прежде всего, за количеством новостей и оперативностью, которым зачастую приносится в жертву качество материалов и их достоверность, репортажу просто нет места. Это также остается коньком именно печатной и эфирной прессы.

И одним из достаточно новых явлений, сочетающим в себе как элементы традиционной газеты, так и интернета, стали электронные, или цифровые издания. В Европе подобная практика сейчас распространяется довольно быстро, особенно с ростом продаж планшетов. По сути это означает, что пользователь, подписавшийся на цифровое издание, утром садится за стол с чашечкой кофе и тостом, достает планшет и читает последние новости и статьи точно так же, как делал это раньше с бумажной газетой. Только теперь не нужно даже спускаться к почтовому ящику — газета сама приходит в дом.

Более того, большинство изданий снабжают такие электронные версии газеты большим количеством фотографий, добавляют видеоматериалы, дополнительные схемы, таблицы и рисунки — словом, позволяют пользователю прочувствовать всю выгоду именно от цифрового варианта газеты. Что, конечно, по сути также является "подсаживанием" на новые технологии, со временем призванные вытеснить привычные старые.

Одним словом, мы являемся свидетелями так называемого переходного этапа, когда функционировать "по старинке" традиционные СМИ под влиянием новых веяний уже не могут, но прекращать свое существование также пока не собираются. Поэтому и происходит их интеграция в электронные новинки, которые со временем должны полностью изменить медиарынок, видоизменив и подняв его под себя. Но до этого пока еще есть время.

Вадим Белобровцев работал три года редактором ведущего интернет-портала Эстонии на русском языке rus.Delfi.ee, редактором в ежедневной газете "Эстония", репортером и руководителем проекта "Новости Эстонии" на Первом балтийском канале. Последние четыре года занимается политической деятельностью: работал пресс-секретарем Социал-демократической партии Эстонии, вице-мэром Таллина, советником Социал-демократической фракции парламента.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала