Гудков: Колюнчик, Колюшка, Коленька и еще 20 вариантов имени Коля

Русский язык в мире (156)
© РИА Новости / Владимир ТрефиловПрофессор кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Дмитрий ГудковПрофессор кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Дмитрий Гудков
Профессор кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Дмитрий Гудков рассказал корреспонденту РИА "Новости" Юлии Осиповой о том, как изменились фразеологизмы русского языка, но совсем не изменились российские студенты-филологи.

Профессор кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Дмитрий Гудков рассказал корреспонденту РИА "Новости" Юлии Осиповой о том, как изменились фразеологизмы русского языка, но совсем не изменились российские студенты-филологи.

- Дмитрий Борисович, Вы были одним из авторов Большого фразеологического словаря русского языка (под руководством профессора Телия). Много нового для себя открыли, работая над этим словарем?

— Мне любопытно наблюдать за динамикой русского языка: что-то приходит, что-то уходит. Например, фразеологизм "попасть под красную шапку" (то есть, быть забранным в рекруты на 25 лет) для современного человека уже ни о чем не говорит. Вместо устаревших выражений появляется огромное количество новых сленговых фразеологизмов: "снесло крышу", "взрыв мозга", "ясен пень", "отвал башки"… Все они, кстати, полностью подходят под определение фразеологизмов: устойчивые неделимые выражения, регулярно воспроизводимые в речи и обладающие идиоматичностью. Некоторые подростковые журналы так напичканы подобными "фразеологизмами", что я совсем перестал их понимать, как "Слово о полку Игореве" в оригинале — общий смысл улавливается, да и только.

- Но если все эти процессы естественны для русского языка, то, может быть, и не стоит бороться с такими выражениями, ругать подростков за их употребление?

— Бороться с ними бессмысленно, как бороться со снегом зимой. Сленг был, есть и будет. Он всегда привлекателен для молодых людей. Здесь есть другая опасность. Нормальный человек с развитой речью должен уметь жестко проводить границу между литературным языком и сленгом. Проблему русского культурного сообщества я вижу в том, что эта граница часто стирается.

Моя супруга 20 лет работает в одной из московских школ и регулярно приносит домой сочинения подростков. Дословные цитаты: "Базаров любит Одинцову, но сам он ей глубоко параллелен", "Обломов часто тормозит"… Я вижу эту опасную тенденцию и у своих студентов-филологов: фразеологизмы и сленг смешиваются, нет понимания уместности употребления этих выражений.

- А как Вы относитесь к фразеологизмам — калькам с других языков?

— Почти половина наших фразеологизмов — кальки с других языков, переосмысленные кальки. Например, выражение "голубая кровь" пришло к нам из испанского языка. Когда Испания была завоевана маврами, кастильские аристократы гордились тем, что не смешиваются с маврами и сохраняют белый цвет кожи, через которую видны голубые вены. Для современного сознания данная этимология никакого смысла уже не имеет, подразумевается культурное значение крови как носителя неких природных качеств ("холодная кровь", "горячая кровь", "мы с тобой одной крови", "аристократическая/голубая кровь").

"Бросать камень в чужой огород" — калька с французского языка.  Огород — символ рождения, земля родящая. Камень – оружие, символ бесплодия ("камень ничего не родит"). Бросать – некое агрессивное действие. Все это восходит к древнему полуязыческому обряду, когда заговоренный камешек бросался в чужой огород.

Выражение "проходить красной нитью" пришло из английского языка. В канаты королевского флота вплетали красные нити, чтобы предотвратить воровство. Англичане тогда еще не сильно приобщились к высоким европейским ценностям, и за воровство у королевского дома рубили головы.

- А Вы пурист?

— Разумный пурист. Меня безумно раздражает "американщина". Я собрал большой эмпирический материал по ведению в России спортивного репортажа. Спортивные журналисты — далеко не худшие представители профессии, да и работа у них тяжелая, предполагающая 80 процентов импровизации. Но я не понимаю, зачем нужно произносить такие чудовищные вещи: "их будут судить по высшему левелу", "они встретятся на ворлдкапе", "она лидирует после первого шутинга"… Объясните, чем русское слово "стрельба" хуже американского  "шутинга"?

- Может быть, оно экспрессивнее?

— Русский язык очень экспрессивен. У нас от одного имени Коля можно образовать более 20 вариантов: Колюнчик, Колян, Коленька, Колюшка… В других языках получится в лучшем случае один-два варианта с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- Вы преподаете филологию уже больше тридцати лет. Психологический портрет студента-филолога за это время претерпел изменения?

— Внешне они стали свободнее: свободнее сидят, свободнее говорят, свободнее спорят. Однако глубинные модели поведения не изменились. Я много работал с американскими студентами и могу сравнить. Американцы никогда не списывают. Можно положить на парту "ключ" с ответами, но ни один учащийся им не воспользуется. Для них списывание – воровство, для наших же студентов — совершенно нормальное явление.

Американцы падают в обморок, когда видят, как российские абитуриенты, сдавая вступительный экзамен, передают друг другу шпаргалки, подсказывают. Для американца это дикость: "Как так?! Они — прямые конкуренты!".

Еще одна характерная особенность наших студентов — абсолютная неготовность к демократии. Проходим "Войну и мир". Я объясняю: понять "Войну и мир" невозможно без философии истории Толстого, а чтобы понять философию истории, надо вспомнить социальные теории марксизма, романтизма, социал-дарвинизма… Все внимательно слушают, потом кто-нибудь один поднимает руку: "А какая из этих концепций правильная?" Вот эта жажда авторитаризма очень характерна для нашего студента. Американец совсем другой: он может знать всего-то сто слов по-русски, но уже готов писать авторскую работу по славянофилам.

- А писать молодые россияне стали грамотнее?

— Мне печально это констатировать, но уровень образования падает. Они не умеют писать развернутый текст, логично выстраивать аргументы. Большинство школьников с трудом напишут сочинение на элементарную тему: "Как я провел лето". Я не понимаю, что творится в их головах, когда они строчат в тетрадях: "Лермонтов ехал в электричке и вступился за двух женщин, которые теряли достоинство".

- Что Вы можете порекомендовать учителям-словесникам, чтобы привить молодежи моду на грамотную речь?

— Вопрос не только к учителям-словесникам, но и к государству, которое должно проводить глубокую и разностороннюю программу продвижения русского языка. Вспомните главных героев советского кино 60-х годов "Иду на грозу", "Девять дней одного года", "Еще раз про любовь"… Молодые ученые, которые работают ради науки. В стране создавалась атмосфера уважения к человеку науки, было стремление ему подражать. Признавался языковой авторитет, поддерживалась всеобщая идея правильной и красивой речи. И, ох, как "не комильфо" было говорить "ихний"!

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена