Болотов: директор школы должен уметь постоять у доски в классе

Виктор Болотов
Функции и роль директора школы сегодня существенно меняются. Кто может быть лучшим руководителем: опытный педагог или квалифицированный управленец? Часто ли директор становится лидером коллектива? Об этом и многом другом рассказал корреспонденту РИА Новости президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

Функции и роль директора школы сегодня существенно меняются. Кто может быть лучшим руководителем: опытный педагог или квалифицированный управленец? Часто ли директор становится лидером коллектива? Этот круг тем будет находиться в центре внимания на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук 19-20 февраля. О предстоящей конференции и своем видении проблем школьного управления корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, какие проблемы будут обсуждать участники конференции?

— В основном, нам хотелось бы рассмотреть две темы. Первая — что за последнее время изменилось в деятельности руководителя образовательного учреждения. И вторая – кто является лидером в образовательном учреждении.

Отмечу, что далеко не всегда лидером педагогического коллектива школы становится директор. Очень часто лидеров бывает несколько. Один человек пользуется авторитетом по содержательным вопросам (кстати, не всегда это завуч по образовательной работе), другого уважают учителя начальной школы, третьего – учителя старшей школы. У математиков один лидер, у физиков другой. Кто-то стал лидером в общественной жизни школы и так далее.
Как взаимодействуют руководители учреждений с лидерами? Здесь есть целый комплекс вопросов, который мы хотим рассмотреть на конференции.

- Кто лучше подходит на роль директора школы? Самый опытный учитель или профессиональный менеджер?

— Это очень старый спор, который обсуждался и в Советском Союзе, и в России, и в других странах. Понятно, что одного «правильного» ответа на этот вопрос не существует. В одних школах лучше удается руководить самому опытному учителю, в других — менеджеру.

Кроме того, это сильно зависит от времени, в которое мы живем. Сейчас на плечи директора школы падает очень много управленческой работы. Если в старые советские его делом было выполнять указания РОНО, и, например, финансовая жизнь (впрочем, как и образовательная) была прописана до деталей – рубль на канцтовары, рубль на тетради, рубль на уборщицу, — то сейчас у него стало гораздо больше свободы. А значит, больше ответственности. Поэтому директору сегодня нужны навыки управления организацией, и с каждым днем они становятся все более и более важными.

Необходимо также помнить о том, что в ситуации большой свободы, не только финансовой, но и содержательной, директор, конечно, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях. То есть человек, который вчера был директором бани, сегодня директором школы стать не сможет. Можно ли научить профессии директора школы в вузе? Как помочь назначенному директору стать настоящим директором? Об этом тоже пойдет разговор на конференции.

- В российском здравоохранении сегодня на самом высоком уровне идет обсуждение вопроса, должен ли главврач больницы иметь медицинское образование, или ему достаточно быть менеджером? Если перенести этот спор в сферу образования, то, как Вы считаете, должен ли директор школы иметь педагогическое образование?

— Какое первое образование было у педагога, меня не очень интересует. Я знаю много замечательных учителей и директоров школ, которые оканчивали классические университеты и даже технические вузы. Но вопрос в другом. Любой директор школы, неважно, с каким образованием, должен "постоять у станка", у доски в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы.

Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет. Для меня это абсолютно ясно. Неважно, какое образование, но педагогический опыт должен быть.

- Расскажите подробнее о лидерах педагогического коллектива? Кто они, как им живется в школе?

— Сегодня появляется очень много новых технологий, подходов к преподаванию, причем не на уровне замены отдельных деталей – "писать ли белым мелом на черной доске или черным фломастером на белой доске", — а на уровне концептуальных изменений.

И, если говорить откровенно, заражаются переменами, как правило, не директора школ. Обычному директору неплохо быть хотя бы в курсе новелл, а вот присвоить идею и начать ее реализовывать обычно стремится кто-то из продвинутых учителей. Нередко такой учитель собирает вокруг себя группу единомышленников и с их помощью вводит в жизнь школы новый педагогический метод.

Вообще, к инновациям в школе относятся сложно. Любая хозяйка меня поймет: когда я в квартире хочу сделать ремонт, какое-то время придется терпеть грязь и беспорядок, когда старое уже будет сломано, а новое еще не построено. В школе этот процесс занимает не один день, и в отличие от квартиры, даже не месяц. Обычно это год, а то и больше.

В этом плане неформальный лидер, который взялся за введение в школу инновации, у которого есть содержательная идея, рискует оказаться в очень непростых отношениях с директором школы.

- Вам известны удачные примеры подобных отношений?

— С моей точки зрения, все успешные школы — это школы, где директору удалось найти общий язык с неформальными лидерами. Бывают, конечно, авторские школы, где директор — сам носитель какой-то идеи. Но, все-таки, это экзотика, таких школ не бывает много.

Чтобы массовая школа была хорошей, необходимо, чтобы не только и не столько директор был носителем новых передовых идей.  Хорошо, если так случилось, но, еще раз повторю, на директора сегодня упало очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, очень часто агрессивной, взаимодействие с начальством, которое иногда пытается вернуться на старые рельсы и заставить школу делать то, что ей скажут в РОНО, ГОРОНО или ОБЛОНО. В этом плане у директора масса других задач, и трудно требовать от него, чтобы он был инноватором в плане педтехнологий.

- В Москве недавно прошел процесс укрупнения, слияния школ и детских садов. Пошло это им на пользу?

— Здесь нужны дополнительные исследования, пока я о них не знаю. На уровне эмпирики могу сказать: мне известно несколько удачных слияний, но известны и неудачные.

Я лучше знаю практику высшей школы, и могу сказать, что успешным слияние двух образовательных учреждений может быть только в том случае, если оно готовится год, а то и два, и три, когда двумя коллективами вырабатывается совместная программа развития. Это же не просто "давайте слабую школу присоединим к сильной, и завтра все будет хорошо". Если просто присоединим, то сильной школе станет хуже, а слабой школе лучше не станет.
Это очень непростая работа, результат которой в первую очередь зависит от директора школы. Сможет ли он объединить коллектив и создать совместную программу развития? Которую примут не на словах, а на деле коллективы двух школ, а также родители их учеников?

Сегодня мы слышим очень много жалоб. Родители сильных учеников жалуются, что им в классы добавили менее успевающих детей: "Зачем нам нужны эти дети? Ресурс школы тратится в большей степени на слабых учеников и перестал уходить на сильных". Основание для таких утверждений есть. Родители слабых учеников говорят: "Раньше у нас не было претензий на что-то сверхъестественное, а теперь нам ставят планку повыше, и ни мы, ни наши дети не готовы к этому".

То есть слияние — это непростая ситуация, которая требует длинной работы с родителями и с коллективом по выработке концепции. Конечно, этой работой должен руководить лидер с харизмой, а не просто директор, назначенный приказом сверху.

Образование
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • "То есть человек, который вчера был директором бани, сегодня директором школы стать не сможет". Вот в этом как раз уверенности нет. Дело в том, что с прошлого года по новым стандартам у директора школы должно быть не педагогическое, а экономическое образование.
    18:30
    13.02.2015





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.