Абанкина: вузам нужны трехлетние программы прикладного бакалавриата

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина АбанкинаДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Несоответствие структуры образования запросам рынка труда - в числе самых "больных" для сегодняшней России проблем. Разработка программ прикладного бакалавриата - один из возможных способов ее решить. Однако вопрос до сих пор в стадии дискуссий. На эту тему в интервью РИА Новости рассуждает директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Несоответствие структуры образования запросам рынка труда -  в числе самых "больных" для сегодняшней России проблем. Разработка программ прикладного бакалавриата - один из возможных способов ее решить. Однако вопрос до сих пор в стадии дискуссий. На эту тему в интервью РИА Новости рассуждает директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

- Ирина Всеволодовна, год назад в соответствии с постановлением правительства стартовал эксперимент по прикладному бакалавриату. Как вы его оцениваете?

- Российское образование сегодня требует серьезных институциональных изменений. Вариант прикладного бакалавриата, разработанный Минобрнауки России, рассчитан на то, чтобы встроить эти программы в существующую систему, ничего в ней не меняя. Поэтому я не вижу в эксперименте особого смысла.

Начатый в 2010 году эксперимент, непосредственным его исполнением занимаются Федеральный институт развития образования и Национальный фонд подготовки кадров, основан на четырехлетней программе прикладного бакалавриата, которая представляет собой обычную бакалаврскую подготовку с акцентом на прикладные дисциплины. Реализуются программы либо самими вузами, либо консорциумами: вуз, колледж, техникум. Насколько мне известно, именно консорциумы считаются наиболее перспективными для прикладного бакалавриата: вузы должны дать студентам теоретическую подготовку, колледжи или техникумы - практическую.

- С чем связана такая ситуация?

- Я полагаю, эксперимент изначально не решал проблем студентов и школьников. Он скорее был призван решить проблемы вузов, техникумов и колледжей.

Для вузов назвать часть своих программ "прикладными" - способ диверсифицировать предлагаемые варианты обучения и привлечь дополнительный контингент.

Для техникумов и колледжей подобные программы - также возможность привлечь студентов.

Ни для кого не секрет, что сейчас большинство российских школьников ориентированы на получение только высшего образования и никакого другого. При этом в малых городах зачастую нет вузов. Программы прикладного бакалавриата - выход для всех. Абитуриенты могут не ехать учиться в другой город, чтобы получить диплом о высшем образовании, а местные техникумы, объединившись в консорциум с вузами и дополнив свои учебные планы некоторыми теоретическими дисциплинами, получают студентов и выживают. При этом очевидно, что полноценной фундаментальной подготовки в таких консорциумах не будет.

Еще до начала эксперимента специалисты по авиастроению, автотранспорту выражали сомнения относительно успеха такого смешения техникумов с вузами. Ведь подготовка инженера предполагает, что первые два года он изучает высшую математику, физику и сопромат, а для этого в техникумах просто нет ресурсов: квалифицированный техник - это совсем другое...

- Каким же должен быть прикладной бакалавриат?

- Задача программ прикладного бакалавриата в ситуации инновационной экономики двояка. С одной стороны, они должны давать фундаментальное образование, хорошую базу. С другой стороны, выпускник должен получить актуальные в настоящий момент практические навыки. С последним у нас в стране самые большие проблемы. Когда к нам приезжают коллеги из Германии, они всегда удивляются: как можно учить практических специалистов пять, а то и шесть лет, не дав им ни разу поработать?.. Они же все равно все забудут.

Прикладной бакалавриат должен быть прерогативой вузов: только там можно получить фундаментальную подготовку. По окончании второго курса студентам нужно предоставить выбор: более "академическая" четырехлетняя бакалаврская программа, рассчитанная в первую очередь на академическую карьеру, или короткая годичная практическая подготовка - и выход на работу. В магистратуру в такой ситуации, на мой взгляд, предпочтительно принимать после академического бакалавриата, так как магистерское образование рассчитано в первую очередь на будущих исследователей или руководителей.

Такой вариант обеспечит непрерывность образования. Человек получает диплом бакалавра, работает, реализуя практические навыки, но на этом его образование не закачивается. Он может продолжать его самым различным образом. Например, вернуться в академический бакалавриат  на третий курс  и получить более глубокую подготовку, чтобы в дальнейшем идти в магистратуру. Или выбрать другое направление прикладной подготовки, или курсы повышения квалификации.

- Станет ли трехлетний прикладной бакалавриат привлекательным для абитуриентов? Ведь в таком случае им придется отложить поступление в магистратуру.

- Я думаю, станет. Когда система "4+2" только внедрялась, было много опасений, что по окончании бакалавриата все сразу механически пойдут в магистратуру. Но прошло несколько лет, и сейчас все больше студентов, не делающих ставки на академическую карьеру, предпочитают выходить на рынок труда после четырех лет бакалаврского обучения и сразу начинать зарабатывать. Надеюсь, прикладная подготовка быстро станет популярной - сейчас большинство студентов начинает работать уже на третьем курсе. И вряд ли они откажутся получить завершенное образование быстрее и не "разрываться", совмещая учебу с работой.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новост

Образование
Комментарии
3 пользователя оставили 5 комментариев
А насчёт Министерства это очень точно. У нас гипертрофированная функция государства в образовании, которая осталась ещё со времён социализма, когда государство решало за нас всё. И наши умные головы, типа абанкиной,не могут с ним ничего сделать, так как получают деньги от этого распределителя. И где нам найти своего доктора Рошаля?
Действительно, а куда им деваться? Ведь число мест в магистратуре меньше, чем число оканчивающих бакалавров. И постоянно уменьшается. А насчёт зарубежного опыта, так это всегда было в России, прикрывать неблаговидные деяния неким, никому не известным, зарубежным опытом. Так развалили электронику, не выделяя деньги на разработки, если не было зарубежных аналогов. В результате повторяли старые темы.
Работать надо, получать практику, а потом учиться. А то народ получает дипломы и не знает, что с ними делать.
О сколько нам работы чудной готовит ум начальства скудный!
[i]"сейчас все больше студентов, не делающих ставки на академическую карьеру, предпочитают выходить на рынок труда после четырех лет бакалаврского обучения"[/i]
К сожалению, общественнось не ведает, какое же количество студентов предпочитает бакалавратуру, причем, возможно, не узнает никогда, поскольку выбора не остается, - подготовка специалистов прекращается. Недоступна и информация с какой работой совмещают наши студенты свою учебу, - связанной с приобретаемой специальностью или нет.
Что же касается трехгодичной бакалавратуры, то стоит отметить, что в США есть и двухгодичные колледжи. Непонятно только как соотносится Болонский процесс, ориентированный на унификацию европейского образования, с экспериментами МОиН.
Нельзя не отметить, что заимствования из американского опыта у нас всегда частичные, причем перенемаеется не самый успешный опыт. Напимер, к самому большому достоинству американского образования можно отнести отсутствие министерства образования США...
Если полагаться исключительно на мнение студентов, абитуриентом и работодателей, то, несомненно, наше образование станет самым краткосрочным в мире.
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена