Пархоменко: российским чиновникам есть чему учиться у "заграницы"

Зачем нужны программы двойных дипломов в области госуправления, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель декана факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Пархоменко.

Программы двойных дипломов в РФ - в экономике, менеджменте, государственном и муниципальном управлении - уже не новы. Но если другим специалистам они дают возможность работать за границей, то будущие чиновники лишены этого. Зачем нужны программы двойных дипломов в области госуправления, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель декана факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Пархоменко.

- Сергей Анатольевич, какой смысл будущему чиновнику получать диплом зарубежного вуза? Ведь работать за границей он все равно, скорее всего, не сможет.

- Действительно, стать госслужащим в другой стране почти невозможно: в большинстве стран множество ограничений в приеме на госслужбу иностранцев. Однако программы двойных дипломов - это не столько экспорт кадров, сколько обмен опытом. Госуправление по всему миру переживает этап реформирования и переосмысления. Проблемы, с какими сталкиваются чиновники от Великобритании до Китая, похожи, а чужой опыт может помочь нам эффективней справиться с собственными затруднениями.

- Сотрудничество с какими странами наиболее перспективно?

- Поучиться можно у многих.

Так, Великобритания уже несколько десятилетий достаточно успешно внедряет концепцию "нового государственного управления", ориентированную на результат, повышение эффективности госпрограмм и заимствование многих управленческих технологий у бизнеса. Очень бы нам мог пригодиться Британский опыт.

У французской системы госуправления другие особенности: она более консервативна, бюрократична. Она ближе нам, чем британская. Во Франции, например, прекрасно развита система госуправления здравоохранением - очень актуальная сейчас для России сфера. Мы даже планируем открытие на факультете совместной магистерской программы по здравоохранению в дополнение к уже действующей российской программе "Управление и экономика здравоохранения".

Весьма интересно сотрудничество с Китаем: страна сталкивается во многом с теми же проблемами, что и Россия, так что мы можем многим поделиться друг с другом.

- А сами методы обучения будущих чиновников - здесь мы можем что-то позаимствовать?

- Конечно. У нас система образования для госуправления все еще развивается. Очень интересен опыт обучения в магистратуре США. Широкий выбор курсов, гибкая образовательная программа, высочайший уровень учебных материалов - все это обеспечивает тонкую подстройку профессиональной подготовки магистранта под конкретные потребности заказчика - в нашем случае государства. Кстати, наш факультет идет именно по этому пути: мы стараемся развивать доступные для наших магистрантов спецкурсы, организуем специализированные научно-исследовательские семинары, проектную работу.

К сожалению, сотрудничество с американскими вузами в России не очень плотное из-за трудностей финансово-технического характера - слишком далеко, слишком дорого, - но у них есть чему поучиться, и популярность ежегодных студенческих летних школ, организуемых факультетом, это подтверждает.

- Насколько чиновник, получивший диплом зарубежного вуза, будет потом готов к работе в России? Не будет ли он слишком "продвинут" для наших реалий?

- Программы двойных дипломов как раз рассчитаны на то, чтобы человек расширил свой кругозор, узнал о передовых подходах к управлению, но при этом получил хорошую российскую подготовку, что позволит ему быть эффективным государственным служащим в России. Именно по этой причине те совместные магистерские программы, которые разрабатываются на нашем факультете, всегда отличаются большой гибкостью: можно все время проучиться в Москве, а можно при желании поехать на какое-то время поучиться за границей. Часть курсов подготавливается российской стороной и рассчитана на то, чтобы выпускник лучше узнал ситуацию в России, а в части курсов активно участвуют зарубежные партнеры, обеспечивающие как раз ту самую "дополнительную перспективу".

Пример такой программы - совместная англоязычная магистерская программа двух дипломов нашего факультета и британского университета "Лондон Метрополитен". Наши профессора совместно с британскими коллегами разработали ряд специальных дисциплин. Эти дисциплины соответствуют строжайшим стандартам качества обоих университетов, они аналогичны ключевым дисциплинам партнерской магистерской программы, а британский контроль качества и методическое сопровождение обеспечивают готовность выпускников к работе в Европе. При этом российская часть совместной программы обеспечивает полную готовность выпускника к работе в российской системе госуправления.

В целом программа примечательна именно своей практической ориентированностью: выпускники должны стать "универсалами", способными успешно включиться в любую управленческую систему. Будь то российскую, британскую или общеевропейскую.

Мое личное убеждение - именно за такими совместными магистерскими программами будущее в российском высшем профессиональном образовании.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Интересно, а где получали образование греческие, исландские, португальские специалисты по государственному управлению? Если трудности, с которыми столкнулись эти страны проистекают от того, что государсвенные чиновники этих стран учились только у себя на родине, то, по-видимому, тоже стоит направить их для обучения за рубеж. Но если значительная их часть обучалась в США, Англии или Франции, то обучение там наших чиновников становится не только дорогим, но и сомнительным удовольствием.
Необходимо также пояснить неспециалистам, чем объясняется невероятная "гибкость" американских программ обучения. "Индивидуальная траектория обучения" (официальное название "гибкой" технологии), так сильно любимая чиновниками от образования в России, означает, что обучение студента ведется прежде всего с целью ликвидации пробелов в его знаниях (например, русских студентов обучают русскому языку).
Китай (почему-то близкий нашим экономистам) уже давно посылает на учебу за рубеж студентов, но вот чиновников не посылал никогда. Россия собирается поступить ровно наоборот.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена