Зуев: частные вузы могут помочь государству в реализации инноваций

Частные вузы имеют сейчас право принимать участие в конкурсах на получение госфинансирования. О роли в их работе госфинансирования в интервью РИА Новости рассуждает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергей Зуев.

Частные вузы имеют сейчас право принимать участие в конкурсах на получение госфинансирования. Судя по данным мониторинга качества приема в негосударственные вузы 2011, проведенного НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, шансы победить в конкурсе есть у нескольких десятков негосударственных вузов. О роли в их работе госфинансирования в интервью РИА Новости рассуждает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергей Зуев.

- Сергей Эдуардович, частные вузы будут участвовать сейчас в конкурсах на получение госфинансирования. Будет ли - и какой - им от этого "прок"?

- Конечно, "прок" будет.

Во-первых, уже сам факт благожелательной поддержки государства для таких вузов, как наш, - это определенный статус. Во всяком случае - для тех, кто традиционно отождествляет "государственное" с "качественным". Также это обеспечит вузу относительную  финансовую стабильность. Конечно, средств, которые выделяются на обучение бюджетного студента, совершенно недостаточно, чтобы дать действительно качественное образование, однако это уже что-то, с чего можно начать делать дальнейшие шаги.

Во-вторых, группа хорошо подготовленных бюджетных студентов для любого частного вуза - это те, за кем будут тянуться остальные, что уже на стадии отбора позволит применить более высокие критерии. Особенно к поступающим в бакалавриат.

Наконец, в-третьих, поддержка государства дала бы нам возможность реализовать некоторые проекты, интересные всем. Например, наш университет (а равно и Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская школа экономики в Москве) сейчас занимаются обучением магистров и аспирантов. Но мы бы хотели создать и программы бакалавриата, построив их на базе международных стандартов, что значимо для нашей образовательной системы в целом. В нынешней ситуации это сложно. Большая четырехлетняя программа требует серьезных вложений, в том числе финансовых, расширения помещений, большего числа преподавателей. Наличие некоторого количества бюджетных мест нас бы "подстраховало".

- А что негосударственные вузы могли бы дать государству? Ведь пока они в большей степени ориентированы "на рынок"?

- Лучшие негосударственные вузы - Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа, Московская высшая школа и ряд других - имеют, как правило, намного больше возможностей реализовывать различные инновационные образовательные проекты. Уже сейчас во многих частных вузах образовательный процесс тесно связан с исследовательской и проектной работой - то есть активно развивается как раз в том направлении, которое государство объявило приоритетным. Большинство наших преподавателей одновременно являются исследователями, ведут консалтинговые проекты. И это понятно - хороший частный университет, относительно небольшой по масштабам, с заметным международным брендом, исключительно взвешенно относится к своей кадровой политике.

Кроме того, негосударственные вузы, на мой взгляд, могли бы предложить образование, не просто соответствующее стандартам третьего поколения, но и образование, экспериментально исследующее возможности следующего шага с учетом лучших международных образцов.

Если нам удастся открыть бакалавриат, мы будем ориентироваться на формат liberal arts, когда человек может получать образование сразу по двум или трем разным направлением (так называемые majors и minors). Эта схема обеспечивает кругозор, высокую адаптивность к изменениям, умение работать с самой разной информацией. Я не думаю, что многие в России могут реализовать такую программу.

Лучшие частные вузы, как правило, имеют очень хорошие международные связи. Если бы государство оказывало нам поддержку, эти связи можно было бы использовать не только в интересах вуза, но в и интересах более широкого круга участников. Это касается того, какие стажировки можно организовать, каких специалистов пригласить из-за рубежа преподавать и вести исследования.

- Возможно, государство могло бы не только выделять бюджетные места?

- Да. Я считаю, в первую очередь следует поддерживать исследовательскую и проектную деятельность. В некоторых негосударственных вузах работают хорошие и в силу своей мобильности очень эффективные исследовательские коллективы. 

А что касается бюджетных мест, мне вообще странна дискуссия о том, можно ли бюджетным студентам учиться в негосударственном вузе. Существует процедура государственной аккредитации. Все вузы дают дипломы государственного образца. Какая разница, какова форма собственности вуза?

Еще одна проблема, которая касается не только негосударственных вузов, но всех, занимающихся в первую очередь магистратурой - технические сложности набора. Сейчас даже в самых лучших вузах (это относится к небольшим по масштабам университетам, в которых еще нет собственного бакалавриата) конкурс на магистерские программы относительно невелик. Связано это с тем, например, что до сих пор существует проблема с отсрочкой от армии. Если человек поступает в магистратуру в своем вузе, военкомат не задает ему никаких вопросов. Если в другом - можно оказаться в армии. И это несмотря на то, что магистратура была задумана как средство увеличения академической мобильности...

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
[i]Зуев: "...мне вообще странна дискуссия о том, можно ли бюджетным студентам учиться в негосударственном вузе. Какая разница, какова форма собственности вуза?"[/i]

Частный вуз - не благотворительная организация. Он создается исключительно для получения прибыли владельцев (учредителей). Если государственный вуз получает деньги от части своих студентов (контрактное обучение) для увеличения доходов лиц, не занятых в учебном процессе (за счет эксплуатации занятых) то, действительно, разницы нет.

Другой вопрос - научные исследования. Кто мешает преподавателям частных вузов выигрывать гранты? Может быть вопрос именно в том, что в "конкурсах на госфинансирование" участвуют не конкретные люди, а организации, в том, что система грантов в РФ не развивается?
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена