Рубин: финансирование вуза должно зависеть от качества его студентов

Мониторинг качества приема в негосударственные вузы 2011, проведенный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал: у двух третей частных вузов средний балл ЕГЭ поступивших – 47-55. Но есть несколько десятков вузов, по качеству не уступающих многим госвузам. О частном секторе высшей школы рассуждает ректор Московского финансово-промышленного университета "Синергия", член-корреспондент Российской академии образования Юрий Рубин.

Мониторинг качества приема в негосударственные вузы 2011, проведенный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал: у двух третей частных вузов средний балл ЕГЭ поступивших – 47-55. Но есть несколько десятков вузов, по качеству не уступающих многим госвузам. О частном секторе высшей школы рассуждает ректор Московского финансово-промышленного университета "Синергия", член-корреспондент Российской академии образования  Юрий Рубин.

- Юрий Борисович, как можно классифицировать частные вузы?

- Я бы выделил четыре категории. Первая – это вузы, которые в СССР принадлежали партийным, комсомольским и профсоюзным органам, а в 1990-е стали негосударственными. Их сегодня поддерживают субъекты Федерации – например, Москва.

Вторая разновидность – когда ректор госвуза создает на его базе негосударственный, чтобы было проще контролировать финансовые потоки. Сюда идут абитуриенты, не прошедшие в головной вуз на бюджетные места.

Третья разновидность – вузы, рассчитанные на молодых людей, которые учиться не хотят, но готовы заплатить деньги за отсрочку от армии, за диплом государственного образца, потому что так принято, так мама сказала.

Наконец, есть четвертая, небольшая категория вузов, созданных людьми из вузовской среды, решивших реализовать свои концепции содержания и формы образования. Здесь диплом не купишь – надо учиться.

У вузов второй и третьей категорий уже возникают проблемы с набором – учредители судорожно ищут, кому бы продать свое детище. Получить отсрочку от армии и госдиплом можно в госвузах совершенно бесплатно.

- Что в работе вуза определяется формой собственности? Если не рассматривать заведомо халтуру, есть ли у частных вузов преимущества перед госвузами?

- Форма собственности не влияет на то, как, какие кадры и для кого готовит вуз. Наши выпускники идут работать не только в частный сектор, но и, например, прокуратуру, мы обучаем менеджеров московского образования. У нас в собственности нормальные здания, на нашей базе работают диссоветы, издаются ваковские журналы, и, наверное, единственное отличие от госвуза – что у нас нет бюджетных мест. Мы без этих мест выживем – в лучшем случае бюджет вырастет процентов на 10, но все равно есть ситуация неопределенности. Поэтому важно, чтобы все вузы в стране имели равные права.

Возможность получать бюджетное финансирование для частных вузов – это политическое уравнивание, признание, без которого мы вынуждены объяснять абитуриентам, что частные вузы – это не "второй сорт". Оно важнее, чем собственно деньги.

Преимущество частного образования – больше свободы, мы можем позволить себе больше творчества в рамках госстандарта. Работая в соответствии с российским законодательством, мы готовы следовать интересам студентов и работодателей, и студенты готовы за это платить.

- Согласно мониторингу, слабые абитуриенты поступают во многие госвузы. Чем же последние отличаются от частных вузов третьей группы?

- Госвузы тоже разные. Так, технический вуз областного центра N открывает юридический факультет. Что там будут за юристы, если в городе никогда не было нормальных преподавателей гражданского права, римского права? Работают на этом факультете спешно переученные преподаватели того же вуза, ранее читавшие лекции по сопромату... И таких примеров масса. Зачем выделять госденьги таким вузам на обучение непонятно кого? Хотя бывает и так, что в вузах одного профиля создаются факультеты другого профиля – был бы эффективный менеджер, который сумеет набрать хороших преподавателей.

Есть опасения, что известные люди, создавшие частные вузы, будут получать на них деньги, грубо говоря, "по блату". Поэтому, конечно, нужно провести исследование, выработать критерии, общие для государственных и негосударственных вузов, и на основании этих критериев выделять вузам средства.

- А каким должно быть финансирование? За какие деньги реально обучить студента?

- Нельзя так ставить вопрос. Есть разные категории качества. Госстандарты – это основа, на их выполнение вузам денег, по-моему, хватает. Другое – стандарты национальных исследовательских университетов. Там денег нужно больше: разные университеты должны получать разные деньги на разные цели.
Университету Феникса в США, где дистанционно обучается несколько миллионов студентов, требуется меньше средств, чем Гарварду, но это не значит, что таких университетов быть не должно, а должны быть только Гарвард и Йель. Образование в Высшей школе экономики стоит намного дороже, чем в институте города N, но это не значит, что должна остаться только Вышка.

Десять лет назад была предложена идея ГИФО – государственных именных финансовых обязательств, и мне очень жаль, что она не была реализована. Идея очень здравая: деньги следуют за студентом, причем сумма соответствует уровню студента. Лучшие студенты идут в лучшие вузы, так и должно быть. Думаю, к этой идее мы еще вернемся.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости.

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Такое впечатление, что единственный источник объективной информации о вузах сейчас - баллы абитуриентов. Баллы вещь хорошая, но нельзя забывать, что абитуриенты - наименее информированная часть образовательного сообщества, в максимальной степени подверженная манипулированию. Чтобы иметь возможность судить о проблемах российского образования нужно иметь какую-то конкретную, близкую к исчерпывающей информацию.
Например, мало кто знает, что сейчас в России юриспруденцию изучают около 300 000 студентов. Министерство не публикует даже данных о количественном и качественном составе преподавателей вузов. Как можно рассуждать о каких-либо преобразованиях в высшем образовании, не имея гистограммы распределения зарплат преподавателей? Кстати, официальная зарплата профессора государственного вуза по отношению к средней по стране остается самой низкой в мире при самой высокой в мире аудиторной нагрузке.
В СМИ упорно продолжаются прения по поводу работы выпускников "по специальности". Во все мире эффективность обучения в конкретном вузе, определяющая его рейтинг, оценивается по зарплате выпускников. Исключение - Россия. Почему? Россия 20 лет идет "по пути экономических реформ", а эффективность образования определяется по-прежнему не в денежном эквиваленте.
Получили широкое распространение термины "квазиобразование" и "псевдообразование", но квалификация преподавателя, судя по его зарплате, не зависит от ученой степени и публикаций в рецензируемых журналах. Зато все большее распространение получают платные журналы и платные приложения к рецензируемым журналам, т.е. уже появляется "квазинаука".
Аргументов по-прежнему намного больше, чем фактов.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена