Рачевский: современные родители к сотрудничеству со школой готовы

© РИА Новости / Михаил КлиментьевПерейти в фотобанкЧлен Общественной палаты, педагог Ефим Рачевский на заседании комиссии по нацпроектам и демографииЧлен Общественной палаты, педагог Ефим Рачевский на заседании комиссии по нацпроектам и демографии
В дискуссиях о развитии системы образования, которые проводятся в рамках доработки "Стратегии-2020", много споров вызывает вопрос воспитания. Говорят о кризисе традиционной модели детства, о дезориентации молодого поколения. О роли современной школы в воспитании детей рассказал в интервью РИА Новости директор Центра образования № 548 "Царицыно", член экспертной группы № 8 "Новая школа" Ефим Рачевский.

В дискуссиях о развитии системы образования, которые проводятся в рамках доработки "Стратегии-2020", много споров вызывает вопрос воспитания. Говорят о кризисе традиционной модели детства, о дезориентации молодого поколения. О роли современной школы в воспитании детей рассказал в интервью РИА Новости директор Центра образования № 548 "Царицыно", член экспертной группы № 8 "Новая школа" Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, в ходе доработки "Стратегии-2020" констатировалось, что школа утрачивает свои традиционные воспитательные функции вместе с монополией на образование. Так ли это?

- Уместнее говорить об изменении роли школы в воспитании, а не об утрате каких-то функций, какие должны бы ей принадлежать. Школа сейчас близка к тому, чтобы занять причитающееся ей место в системе воспитания.

Большинство родителей наших сегодняшних первоклассников родились в первой половине 1970-х. Это уже новое поколение: в отличие от собственных родителей они уже не считают, что их дело - накормить, обеспечить ребенка кроватью и ранцем, а дальше пусть школа и партия воспитывают. Они хорошо понимают, что воспитание ребенка - в первую очередь, их задача. Они даже готовы научить тому, чему могут, - неслучайно лишь очень немногие первоклассники при поступлении в школу не умеют читать и считать. Мы наконец-то приходим к тому, что основным субъектом воспитания становится семья.

- А роль школы тогда - в чем?

- В школе ребенок проводит как минимум половину дня, а то и больше, учитывая распространение школ полного дня и в России, и во всем мире. Это значит, что школа должна помогать семье воспитывать ребенка в соответствии с ее запросами. Современные родители хотят, чтобы ребенок был здоров и занимался спортом, чтобы был патриотом, чтобы был культурным и в будущем нашел свое место на рынке труда.

Отсюда задачи школы - допустим, организовать спортивные секции и мероприятия, причем желательно, чтобы дети могли их посещать вместе с родителями. У нас, например, все соревнования рассчитаны на родителей и детей. Такие секции, конечно, нужно финансировать, но это уже не только к школам вопрос.

Другая задача - профориентация. Наш Центр в этом направлении сотрудничает с семьями. У меня учатся дети разных людей - среди них и летчики, и инженеры, и водители-«дальнобойщики». Раз в неделю волонтеры из числа родителей приходят в школу и рассказывают о своей работе. Иногда мы организуем экскурсии детей на рабочие места людей, готовых предоставить такую возможность. Это даже денег не требует.

Современные родители хотят, чтобы их дети были патриотами своей страны, поэтому у нас в школе, к примеру, организован проект "История моей семьи в истории страны" - дети рассказывают то, что знают о своих бабушках и дедушках, прадедушках и прабабушках, собирают материалы, приносят фотографии, видеозаписи. Это тоже требует только желания родителей, а оно у них есть.

- Как сделать все, о чем вы говорите, более распространенным?

- Кое-что делается уже сейчас. Так, сейчас все школы Москвы обязаны иметь сайты, причем отслеживается, чтобы они регулярно обновлялись. В таком открытом пространстве гораздо проще узнать, какая школа лучше, какая хуже, где с родителями готовы разговаривать, а где им только дают указания.

Благодаря Интернету сведения о школах распространяются более широко, а благодаря нормативно-подушевому финансированию администрация заинтересована в том, чтобы родители приводили своих детей. А современные родители, особенно в ситуации, когда детей мало, а школ много, склонны взвешенно подходить к выбору.

Так что многое движется в правильном направлении уже сейчас. Мы, конечно, можем написать программу развития, разработать комплекс более прямых мер воздействия, но мы не сможем обязать родителей ее выполнять. Да и не надо - они все сами готовы делать.

- Но есть и другие примеры - когда директора, учителя относятся к родителям высокомерно и стараются свести к минимуму их участие в школьной жизни, если не считать оплату дополнительных услуг...

- Основная проблема - в директорском корпусе, который нужно в значительной мере менять. Или директорам нужно самим меняться - понять, что у родителей культурный багаж ничуть не меньше, чем у них, а то и побольше, учитывая, какой контингент идет в педагогические вузы с конца 1970-х годов. Нужно прекратить общаться с родителями в форме монолога.

У нас половину управляющего общественного совета составляют родители, и мы вместе решаем ключевые вопросы: носить форму или не носить? Учиться пять дней или шесть? Когда проводить каникулы? Как распределить благотворительные потоки, куда направить средства? Любой может посмотреть у нас на сайте дискуссии о том, какие учебники использовать. Я надеюсь, что с директорами ситуация тоже изменится - сейчас вот в НИУ ВШЭ появилась магистерская программа Института развития образования для директоров школ. Это будут уже другие люди, готовые сотрудничать с родителями.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Этим летом милиция задержала 6 старшекурсников МФТИ, сдавших ЕГЭ за школьников. Студенты продолжают учиться, причем, когда на совете вуза зашел вопрос об их отчислении, вмешался лично министр образования и науки, публично порекомендовав "отчислить так, чтобы можно было их восстановить".

Для сравнения: Нью Йорк Таймс на прошлой неделе сообщала о студенте, сдавшем экзамены за шесть своих коллег. Студент ожидает суда под арестом.
 



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена