Агранович: ЕГЭ не может быть единственным критерием оценки школы

© РИА Новости / Михаил ФомичевПерейти в фотобанкЕдиный государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741Единый государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741
О том, с помощью каких критериев можно оценить качество школьного образования, в интервью РИА Новости говорит директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович.

О том, с помощью каких критериев можно оценить качество школьного образования, в интервью РИА Новости говорит директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович.

- Марк Львович, очевидно, что при выстраивании рейтинга школ самым простым и очевидным критерием может быть средний балл ЕГЭ ее выпускников. Однако даже если не учитывать возможность списывания и прочих подлогов, этого не хватает. Что еще нужно учесть?

- Качество образования не исчерпывается учебными достижениями – это известный тезис. Для разных групп потребителей критерии оценки будут различными, поэтому любая система оценки должна быть ориентирована на конкретную группу.
У директоров, родителей, органов управления и прочих участников процесса разные представления о том, что такое хорошая школа. Для управленцев – чем больше детей в классе, тем лучше, поскольку денег на зарплату учителям и «коммуналку» уходит относительно меньше. Для родителей наоборот: чем детей меньше, тем вроде бы больше внимания к конкретному ребенку. Вообще родители обычно хотят, чтоб с их детьми побольше занимались индивидуально.

Помимо несомненной ценности учебных достижений, всем важна социализация детей: человек должен выходить из школы готовый сотрудничать, выслушивать и принимать чужое мнение, помогать слабым….

Есть такие критерии, как сохранение здоровья, и это во многом следствие выполнения нормативных требований. Если дети сдают ЕГЭ на 100 баллов, но освещение в школе такое, что все ходят в толстых очках, в школе явно не все в порядке.

Есть и другие поводы для расхождения представлений о том, какой должна быть образовательная среда. В Англии, например, некоторые родители возражали против совместного обучения их детей с мусульманами, а у нас в Ленинградской области – с цыганами, хотя с точки зрения образовательной политики ничего плохого тут нет.

- Ваш Центр разработал свою систему оценки качества школьного образования. Что было учтено?

- Три года назад мы реализовали проект по оценке качества образования в школах 15 регионов от Центральной России до Сибири, оценивая три параметра: результаты обучения, социализацию и соблюдение нормативных требований. Система была разработана для принятия управленческих решений органами управления образованием – позволяла сравнивать регионы и муниципалитеты по этим параметрам.

Кроме того, обрабатывалась информация о среде, в которой существуют школы: есть ли рядом детские сады, музеи, вузы, учреждения дополнительного образования.. Как выясняется, охват дошкольным образованием сказывается, например, на количестве второгодников. Интересно, что когда дети получают дополнительное образование вне школы, это улучшает их результаты. А если в самой школе, то не обязательно – возможно, кружки открывают, чтобы приписать учителю несколько лишних часов.
Нас интересовал не только средний балл ЕГЭ, но и количество отличников, двоечников и вообще дифференциация результатов по школам, потому что выравнивание среднего балла – это принципиальная задача. Ведь конкурсы на дополнительное финансирование выигрывают лучшие школы, а худшие становятся только хуже.

Для оценки уровня социализации мы разработали опросник, с помощью которого можно оценить уровень толерантности детей: спрашивали, как они относятся к богатым, к людям другой национальности, другое. Уровень социализации характеризуют и такие показатели, как доля выпускников, которые не ходят на выборы, нигде не учатся и не работают.
Важны показатели, касающиеся здоровья:травматизм, динамика заболеваемости…

- Есть ли зависимость между размером школы и успеваемостью?

- Результаты ЕГЭ в крупных школах с большой наполняемостью классов, конечно, выше. Но в самых маленьких школах с классами по 2-3 человека результаты выше, чем в тех, где по 7-8 человек. Причина в том, что в первом случае фактически ведутся индивидуальные занятия, что довольно несложно, и даже средний учитель тут справится, работа же в малых группах требует специальных профессиональных навыков, которым нигде не обучают. Так что не факт, что с десятью учениками учитель будет работать эффективнее, чем с двадцатью – большой группой, обучению которых его учили.

- Можно ли вывести формулу хорошей школы? Сколько должно быть детей в классе, какая квалификация учителей, какие меры должны приниматься для сохранения здоровья?

- Однажды я был в школе в Новгородской области, куда зимой добраться можно только на лошади – там даже есть дежурная лошадь, чтобы, если ребенок вдруг заболел, его можно было бы срочно доставить в больницу. И в этой школе совершенно нормальные показатели и по учебным результатам, и по социализации, и по здоровью…

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
конторович,агронович....почто 10 лет ЕГЭ а наладить не могут....рыба гниет с головы...они еще и интервью дают-гнать надо............вы против?
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена