Олейникова: от начального профобразования отказываться нельзя

Вопрос о дальнейшем развитии начального профессионального образования (бывших ПТУ, а ныне профессиональных лицеев) остается открытым. О путях его решения в интервью РИА Новости рассказала директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования Ольга Олейникова.

По итогам прошедшего 31 августа заседания Госсовета президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости существования начального и среднего профессионального образования. Однако вопрос о дальнейшем развитии начального профессионального образования (бывших ПТУ, а ныне профессиональных лицеев) остается открытым. О путях его решения в интервью РИА Новости рассказала директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования Ольга Олейникова.

- Ольга Николаевна, в проекте нового закона «Об образовании» ничего не говорится о начальном профессиональном образовании. Оправдано ли это?

- Я категорически не согласна с таким подходом. Начальное профобразование выполняет огромную социальную функцию, предоставляя возможность молодежи, по разным причинам не стремящейся или не имеющей возможности поступать в вуз, получить первую полноценную квалификацию.

Оно дает старт в жизни и профессии молодежи из проблемных групп (а такой в России немало и, думаю, в ближайшие годы станет еще больше), ребятам из села, людям с ограниченными возможностями.

- Однако эти ребята могли бы учиться в учреждениях среднего профессионального образования…

- Речь не об этом, а о том, что рынку труда нужны квалифицированные рабочие. Учиться можно где угодно. Главное, чтобы были учебные программы, приводящие к получению рабочих квалификаций того качества и содержания, которое нужно современному производству. Сегодня рабочие должны знать и уметь очень много.

У нас в стране еще не до конца понимают, что есть уровни квалификации и программы, приводящие к получению соответствующих дипломов, а есть сегменты системы образования и типы учебных заведений. Квалификации среднего профессионального образования, по сути, являются приращением к квалификациям начального профессионального образования.

В своем недавнем документе ЮНЕСКО призывает государства сохранять за собой ответственность за данный образовательный уровень.

- В России существует пренебрежительное отношение к ПТУ, работодатели нередко отказываются брать их выпускников на работу…

- Это не совсем так. Все зависит от того, чему и как учат в конкретном ПТУ. Существуют блестящие учебные заведения начального профобразования, отлично оборудованные, выпускающие прекрасных рабочих для предприятий – своих социальных партнеров.

На заседании Госсовета говорилось о необходимости улучшения имиджа рабочих профессий. Это можно делать не только через СМИ. Сложившийся негативный образ ПТУ можно изменить, включая лицеи в состав многопрофильных профессиональных колледжей, как это было сделано в Москве. В таком колледже реализуются программы и начального, и среднего, и дополнительного профобразования, там хорошая материальная база, совсем иные возможности.

- А прикладной бакалавриат?

- Высшее образование имеет свои цели и задачи, а начальное и среднее профессиональное – свои. Только в Японии высококвалифицированных рабочих готовят университеты, но они идут работать на высокотехнологичное производство со стартовой зарплатой от 5 тысяч долларов.

Сделать всех бакалаврами нереально, это будет просто халтура и нецелевое расходование средств. Квалификации, их тип и уровень диктуются рынком труда, требованиями развития производства и социальной сферы, а не порождаются фантазией министерства или научно-исследовательских институтов.

- Однако, в условиях постиндустриального общества экономике нужны все более квалифицированные специалисты…

- Рабочие нужны в любом обществе. Поэтому нужно доводить начальное профессиональное образование до требуемого уровня, а не упразднять его, поскольку в том виде, в котором оно существует сейчас, оно мало кому нужно, включая молодежь. В целом, требования к качеству образования, уровню компетенций постоянно растут, а значит нужно вводить новые стандарты, обучать преподавателей, налаживать отношения с производством.

Начальное профессиональное образование - это не тупиковый путь: выпускники лицеев могут продолжить образование на следующем уровне, если у них есть способности, желание и возможности.

- Зачастую в профессиональных лицеях и колледжах ребята учатся на устаревшей технике и не поспевают за обновлением технологий на производстве.

- Выход один: обновление материальной базы и расширение возможностей обучения на предприятии, на реальных рабочих местах. При этом, на мой взгляд, бизнес вовсе не обязан финансировать часть обучения и открывать свои центры подготовки – компании платят налоги, из которых формируется госбюджет, в том числе, на образование. Их вклад – предоставление наставников, рабочих мест для обучения, реализация совместных проектов с учебными заведениями.

Можно пойти по пути предоставления налоговых льгот и субсидий для предприятий, вкладывающих в обучение будущих сотрудников.

В любом случае, после Госсовета появилась надежда на дальнейшее развитие и реальную модернизацию начального и среднего профессионального образования. И это радует.

Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

Образование
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена