Батыршин: журналистика должна быть прикладной наукой

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭРадик БатыршинРадик Батыршин
Уровень журналистского образования в среде профессионалов уже давно вызывает нарекания. Изменит ли ситуацию введение образовательного стандарта третьего поколения – об этом в интервью РИА Новости рассуждает заведующий отделением деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ Радик Батыршин.

Уровень журналистского образования в среде профессионалов уже давно вызывает нарекания. Изменит ли ситуацию введение образовательного стандарта третьего поколения – об этом в интервью РИА Новости рассуждает председатель Межгосударственной телерадиокомпании «МИР», заведующий отделением деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ Радик Батыршин.

- Радик Ирикович, сегодня часто говорят о низком качестве журналистского образования. С чем это связано, на ваш взгляд?

- Прежде всего, с историческим процессом. Первые отделения журналистики создавались в России при филологических факультетах. И это было оправдано – компетенции, которые они давали, были необходимы для работы в медиа. Модель, предложенная в 1950 - 1960-е годы и получившая развитие в 1970-е, была эффективной и достаточно серьезной: ведь работник СМИ должен был играть роль «коллективного организатора, пропагандиста и агитатора». Но такие предметы, как «актуальные проблемы науки о журналистике», конечно, носили абсолютно схоластический характер.

После 1991 года СМИ стали более конкурентными и независимыми, отрасль развивалась быстрыми темпами – число предприятий в этой сфере увеличивалось до 35% в год. Журналистика стала более специализированной, потребовались специалисты с конкретными навыками, а не просто с базовой теоретической подготовкой.

- Во многих странах эти навыки даются на курсах переподготовки – стоит ли обучать им четыре года в бакалавриате?

- В 2002-м году руководство ГУ-ВШЭ предложило ВГТРК, «Первому каналу», издательским домам «Коммерсант», «Эксперт» и некоторым другим компаниям создать отделение журналистики, где давалось бы соответствующее образование.

Конечно, работодателю всегда хочется начать с конца. Хочется, чтобы приходил человек с готовыми навыками, чтобы ему можно было тут же выдать камеру для съемки, усадить за монтаж, верстку сайта, интерактивной ленты и так далее. Чтобы корреспондент, выехав на место события, мог не только записать видео, звук, но и нарисовать потом интерактивную схему, допустим, крушения вертолета на соревнованиях в Белоруссии…

Но наш опыт показал: все-таки надо начинать не с навыков, а с базы.

Сейчас вводятся федеральные образовательные стандарты третьего поколения, но ГУ-ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право на разработку своего стандарта. С одной стороны, в основе обучения должен быть достаточно мощный фундамент историко-филологических дисциплин; с другой – два набора навыков: для работы в деловой и в политической журналистике в мультимедийной среде. Нужна и хорошая языковая подготовка – у нас будущие журналисты изучают два языка. И, конечно, необходимо знание экономических дисциплин, к тому же было бы недальновидно не воспользоваться преимуществом ГУ-ВШЭ в этом плане.

- Но разве все это нельзя было реализовать в рамках нового госстандарта? Предполагается, вузы могут теперь менять содержание программ…

- Госстандарт позволяет вузу больше маневрировать, но маневрировать в рамках… Можно модернизировать отечественный танк 1950-х годов, но если его основа не меняется, он будет уступать всем зарубежным аналогам, которые построены «с нуля» как танки третьего тысячелетия.

Нас поражало чрезмерное количество дисциплин, предлагаемых госстандартом, при отсутствии возможности перенаправить часы на исследовательскую работу студентов – то, чем мы усиленно сейчас занимаемся.

- Неужели журналистика такая серьезная наука, что требует особых исследований? И с учетом развития Интернета – будут ли и дальше нужны профессиональные журналисты?

Медийные инновации: нужны ли в будущем журналисты?

- Да, многие считают, будто это ремесло, по значимости равное производству ботинок. Но когда говорят, что журналистика не наука, я задаю вопрос: а управление трубопроводным транспортом в области газоснабжения – это наука? – Да. – Тогда почему журналистика не может быть такой же прикладной наукой?

Проблема журналистского образования в нашей стране связана не с кризисом в современных медиа. Да, все говорят о наступлении Интернета и других мобильных средств «доставки контента» (передачи содержания), но мы, люди, работающие в традиционных медиа, пока не особенно это ощущаем. Есть некоторый переход части рекламного бюджета из печатных СМИ в область Интернета, но пока лавинообразное наступление последнего можно оценить лишь по исключительному росту венчурных проектов.

По-прежнему будут нужны специалисты, которые понимают, у современных медиа новая идеология. Каждое предприятие – это инновационный проект, который окупается за счет рекламы и захвата своего сектора рынка информационных услуг. Журналист должен писать о том, что интересуют целевую аудиторию его СМИ, а для этого – понимать его экономику, концепцию и место на рынке. Это должно стоять на первом месте, а уже на втором – обязанности литературного сотрудника редакции.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена