Ларионова: российскому образованию необходимо восстановить репутацию

СССР был одним из лидеров в экспорте образования. С распадом союза России не удалось удержать эти свои позиции. Могут ли российские вузы рассчитывать на рост числа иностранных студентов, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель международных программ Национального фонда подготовки кадров Марина Ларионова.

СССР был одним из лидеров в экспорте образования. С распадом союза России не удалось удержать эти свои позиции. Могут ли российские вузы рассчитывать на рост числа иностранных студентов, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель международных программ Национального фонда подготовки кадров Марина Ларионова.

- Марина Владимировна, мы много лет были убеждены, что наша система образования – лучшая в мире. Кто-то думает так и сейчас. Почему же к нам не едут студенты из-за рубежа?

- Те, кто все еще так утверждает, либо живут прошлым, либо имеют в виду отдельные университеты, где есть действительно хорошие образовательные программы и куда стремятся и иностранные учащиеся, и российские абитуриенты.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, за последние 5 лет доля России на мировом рынке образования сократилась с 3% до 2%. Не предпринимая активных действий, мы и дальше будем терять этот рынок.

- На что ориентируются зарубежные студенты при выборе страны и вуза обучения? Очевидно, на позиции вузов в мировых рейтингах?

- Да, обращают внимание на рейтинги, и, как бы скептически мы ни относились к ним, альтернативы при выборе пока нет. Создание национальных рейтингов, в которые включаются зарубежные университеты, - путь в никуда.

В целом привлекательность страны для обучения определяется совокупностью факторов. Это престиж страны и ее системы образования, культурно-исторические и лингвистические связи (возможность обучаться на языке, которым студент свободно владеет), стоимость обучения, условия проживания (социальная защищенность, возможность временного трудоустройства).

- В привлечении студентов из каких стран заинтересована Россия? Сегодня у нас обучаются в основном студенты из СНГ, Восточной Европы, Африки.

- Нужна сбалансированная политика. Поэтому следует развивать разные типы партнерства: с целью модернизации (со странами Северной Америки, Европы), паритетное (с Восточной Европой, странами Балтии, Бразилией и Мексикой), партнерство в целях содействия развитию (со странами СНГ, Африки, где мы заинтересованы либо во влиянии, либо в качестве рабочих, которые к нам приезжают). Но таких сформулированных и развиваемых типов партнерства у нас сегодня нет.

- В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года заявлено, что доля дохода от иностранных студентов в бюджетах вузов должна значительно вырасти. Это реально?

- В Концепции-2020 поставлены задачи, связанные с позиционированием нашей системы образования в международном образовательном пространстве, но непонятно, какими инструментами они будет обеспечиваться.

Так, по проекту Федеральной целевой программы развития образования на период до 2015 года запланировано создание до 40 центров по содействию экспорта российского образования за рубежом. Они должны будут заниматься привлечением зарубежных студентов, организацией выставок, информационной поддержкой. Но можно открыть хоть 100 таких центров - ничего не изменится, если не будут обеспечены репутация и привлекательность национальной системы образования. В каком-то смысле это даже опасно, если по результатам работы центров мы наберем студентов и не сможем обеспечить им должный  уровень знаний, условий обучения и проживания. В Великобритании, к примеру, подобные представительства появились уже после того, когда стало ясно: спрос на услуги есть.

- Какое ведомство должно отвечать за продвижение российских вузов на мировом образовательном рынке?

- Это не может быть ответственностью отдельного ведомства. Есть вопросы, которые Минобрнауки не в состоянии решить самостоятельно, поскольку экспорт образования – это внешнеполитическая, внешнеэкономическая задача. Необходимо, допустим, понимать, в каких странах мы планируем новое производство, где нам могут понадобиться местные национальные кадры, а где мы заинтересованы во внешнеполитическом влиянии. Нужна межведомственная работа.

- Может быть, нам стоит заимствовать опыт зарубежных вузов по привлечению иностранных студентов?

- После того, как по результатам нескольких рейтингов выяснилось, что европейские вузы не занимают первые места, европейцы провели исследование, какие параметры используются при оценке университетов и какие из них являются наиболее объективными. После этого они договорились об объединении усилий для формирования системы оценки. Важно знать реальное качество деятельности вузов, поэтому появляются сопоставительные программы оценки результатов высшего образования и проводимой в этой сфере исследовательской работы.

Нашим вузам стоило бы принять участие в подобных международных исследованиях. Чтобы влиять на параметры рейтингов, нужно разговаривать с их создателями на одном языке. У нас появилась Ассоциация исследовательских университетов. Но ставил ли кто-нибудь перед ней задачу продвигать вузы на европейском пространстве и восстанавливать репутацию системы российского образования?

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена