Успех прикладного бакалавриата зависит от заинтересованности бизнеса

Эксперимент по внедрению программ прикладного бакалавриата в семи российских вузах и 23 ссузах стартует в сентябре 2010 года. Что понадобится для его успешной реализации в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович.

Эксперимент по внедрению программ прикладного бакалавриата в семи российских вузах и 23 ссузах стартует в сентябре 2010 года. Что понадобится для его успешной реализации в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель директора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович.

- Александр Наумович, зачем понадобился эксперимент по прикладному бакалавриату?

- Речь идет об оптимизации сроков подготовки квалифицированных кадров и ускоренном включении выпускников в практическую работу. В советское время молодой специалист, пять лет проучившись в вузе, еще три года работал по распределению, и его нельзя было уволить - фактически это была длинная практика. Сейчас работодатели хотят, чтобы бакалавр, отучившись четыре года, стал полноценным работником максимум за полгода, а при приеме на работу требуют наличие опыта профессиональной деятельности.

Это привело к поиску новых форм не только в начальном профобразовании, в переподготовке и внутрикорпоративном обучении, но и в устоявшихся десятилетиями программах среднего и высшего профобразования.

Задача прикладного бакалавриата – сделать так, чтобы человек с высшим образованием, завершив обучение, обладал полезными для рынка труда профессиональными компетенциями, сформированными и документально подтвержденными.

- Чем прикладной бакалавриат будет отличаться от обычного?

- В структуру образовательной программы, наряду с традиционными академическими дисциплинами, вводятся профессиональные модули – раньше их использовали лишь в начальном и среднем профобразовании. На различные виды практических занятий в образовательной программе прикладного бакалавриата отводится не менее 50% учебного времени - для освоения компетенций, признаваемых рынком труда.

Эксперимент должен показать, в состоянии ли вузы и колледжи так организовать учебный процесс, чтобы «поставлять» на рынок труда готовых профессионалов – не только своими силами, но и с помощью социальных партнеров: работодателей, учреждений профобразования другого уровня.

- Готовы ли к сотрудничеству предприятия?

- Вузы и колледжи доказали конкурсной комиссии, что предприятия вместе с ними готовы участвовать в реализации образовательных программ. Работодатели подтверждали необходимость той системы профессиональных квалификаций, которая закладывалась в профессиональных модулях участников конкурса, и выражали готовность взять на работу подготовленных таким образом выпускников.

В этом, кстати, отличие от конкурса для учреждений начального и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Образование» - предприятия включались прежде всего экономически. А здесь они фактически участвуют в образовательном процессе: предоставляя места практик, персонал для проведения занятий и прочее.

- Какие условия для этого необходимы?

- Главное – реальная потребность предприятий в квалифицированном персонале, и это зависит от наличия у них стратегии, намерений повышать эффективность производства за счет новых технологий и современного оборудования, а значит – за счет повышения квалификации персонала. Если у бизнеса есть заинтересованность, он найдет рычаги влияния на образовательные учреждения.

Для самих образовательных учреждений важны внешние условия. Уже есть нормативно-правовые рамки для создания системы внешней оценки качества подготовки кадров, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Минобрнауки РФ для этого сформирован общественно-государственный совет.

Требуется и повышение квалификации преподавателей. Учитывая, что модули будут вводиться с третьего или четвертого курса, преподаватели могли бы успеть пройти стажировки в компаниях – социальных партнерах. Традиционная схема переподготовки эффекта не даст: определять готовность преподавателей к ведению модулей должны работодатели.

- Почему в эксперименте участвуют всего семь вузов, ссузов же - 23?

- Для колледжей это возможность ввести у себя обучение по программе высшего профобразования (в сотрудничестве с определенными вузами). А вузы и без конкурса имеют право разрабатывать программы прикладного бакалавриата, это не противоречит принятым новым образовательным стандартам. Есть риск, что колледжи, заключив с вузами формальные соглашения, фактически будут опираться на собственные ресурсы. Этот риск должен быть компенсирован всесторонним мониторингом хода эксперимента и бескомпромиссной оценкой квалификации выпускников независимыми сертификационными центрами (они сейчас формируются). Роль могут сыграть и органы по контролю и надзору в сфере образования.

- Сколько человек в перспективе смогут стать «прикладными бакалаврами»?

- Минимальный потенциальный рынок этих программ – до трети выпускников учреждений СПО, сегодня продолжающих учебу в вузах, около 90 тысяч человек в год.

В рамках конкурса были выбраны, в основном, технологические специальности, наиболее дефицитные на рынке труда. Но есть и экономические.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена