Психолог в школе нужен не только детям, но и педагогам – Вачков

О роли школьного психолога в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель психологической службы коррекционной школы №367 города Зеленограда, редактор газеты «Школьный психолог» Игорь Вачков.

О роли школьного психолога в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель психологической службы коррекционной школы №367 города Зеленограда, редактор газеты «Школьный психолог» Игорь Вачков.

- Игорь Викторович, с какими проблемами обращаются дети к психологу сегодня?

- Это зависит от возраста. Первоклассники приходят «по необходимости» - на развивающие занятия (групповые и индивидуальные) – так, у нас почти все дети начальной школы в силу нарушений здоровья, а соответственно и психического развития проходят через психологическую службу.

У подростков часто возникают проблемы с родителями, с «поиском себя», конфликты в классе – иногда прийти просит ребенка учитель. Не везде, но во многих школах сейчас наблюдается сближение педагогов и психологов. Учителя начинают осознавать, что психолог – это не «конкурент за детские души», с ним идут советоваться по поводу трудностей в классе. Конечно, это зависит и от специалиста - он не должен пытаться выдавать себя за «спасителя», а действовать как «соратник» учителя, решающий задачи организации.

- Должен ли психолог вести работу с родителями? И может ли он помочь решить проблему роста детской агрессии?

- Безусловно. Ведь что бы ни делал психолог, к примеру, для снятия напряжения у ребенка – все будет бесполезно, если в семье он опять попадает в стрессогенную ситуацию. У нас в школе (как и во многих других) действует родительский клуб, где проводится консультирование. В идеале в учреждениях образования нужен и семейный психолог – с образованием, связанным именно с семейной психотерапией и психологией; обычных специалистов этому почти не учат.

Причина детской агрессии чаще всего – во взрослых. Так, переживания родителя по поводу денежных проблем из-за кризиса «рикошетом» бьют по его детям и отражаются на степени их возбуждения, несдержанности.

Другая причина агрессии связана с усилившейся миграцией: в ряде школ значительная часть учеников – нерусскоязычные. Но конфликты редко носят именно межэтнический характер, это привносится взрослыми. Для детей национальность другого часто не имеет ни малейшего значения.

Толерантности и умению находить общий язык надо учить с детства – индивидуально и в группе. Для этого проводятся психологические тренинги: подростки знакомятся со способами конструктивного разрешения конфликта, обучаются навыкам общения, принятия «не такого, как я» человека. Конечно, порой здесь требуется не только помощь психолога, но и вмешательство организационного плана, и вовлечение специалистов другого уровня – социальных работников, социальных педагогов, учителей-предметников.

- Может ли психолог помочь каждому ученику, если в школе их сотни?

- В некоторых регионах есть определенные нормативы по количеству учеников на одного психолога – как правило, 500-700 человек. Но введение таких норм может быть опасно – ведь тогда в малокомплектных школах дети останутся вовсе без психологической помощи.

Помочь индивидуально всем нельзя, но психолог сейчас влияет даже не на отдельного ученика, а на образовательную систему в целом. Можно сколько угодно подтягивать ребенка, развивать его мышление, но если учитель, работающий в этом классе, не меняет свою систему преподавания, при которой ученик не усваивает материал, тогда усилия психолога бессмысленны. Необходимо помочь учителю перестроить его деятельность. Кроме того, сейчас психологи активно начинают участвовать в разработке программ развития школ. Это становится особенно важным в связи с начавшимся переходом к инклюзивному образованию, при котором за каждым ребенком с нарушениями здоровья должен быть закреплен тьютор или психолог, чтобы поддержка была многосторонняя – как в развитых странах.

- Насколько такие специалисты сейчас востребованы?

-  Психологи часто пишут к нам в газету о сокращениях ставок. При личных встречах во время поездок в регионы я и мои коллеги тоже постоянно сталкиваемся с этой ситуацией. Региональные школы финансируются только из муниципальных бюджетов, и с введением новых систем оплаты труда директорам приходится сокращать расходы на зарплату. В первую очередь увольняют социальных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов – почему-то считается, что это «специалисты обслуживающего персонала второго плана».

Нередко руководители стремятся нагрузить психологов дополнительными обязанностями. Многие, чтобы сохранить ставку, даже занимаются развлекательными мероприятиями. Другие идут в штат различных психолого-медико-педагогических центров, и возвращаются в школу как «внешние» сотрудники. А третьи вовсе уходят в иные сферы деятельности. В отдельных регионах сейчас вообще нет психологов в образовании.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена