Школьные библиотеки переживают глубочайший кризис – эксперт

О нынешнем состоянии и перспективах развития школьных библиотек в интервью РИА Новости рассказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова.

Известная фраза «Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет» звучит не слишком актуально в отношении современных образовательных учреждений. О нынешнем состоянии и перспективах развития школьных библиотек в интервью РИА Новости рассказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова. 

- Татьяна Дмитриевна, как вы оцениваете состояние нынешних школьных библиотек в России?

- Российские школьные библиотеки сейчас находятся в состоянии системного кризиса. Главные болевые точки нашего профессионального поля – это, прежде всего, кадровый кризис и кризис библиотечных фондов. Изношенность фондов в настоящее время составляет 69% в городских школах и 90% в сельских. Библиотекари жалуются: в школах держат и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Печально, что изношенность в такой степени затронула неучебную литературу. В России всегда было стыдно учиться только по учебникам, школьники много читали, поэтому и качество образования было достаточно высоким. Библиотека не должна превращаться в простой склад учебников.

Низкая зарплата школьных библиотекарей, сплошной перевод их на половину и четверть ставки, ветхость фондов – эти факторы в сочетании ставят под угрозу само существование не только нашей профессии, но и важного социального института детства. Однако еще не пройдена «точка невозврата», когда ситуация станет необратимой и выйдет из-под контроля. В наших силах изменить ее к лучшему. Действовать надо немедленно, пока среди библиотекарей есть ядро профессионалов, готовых к инновациям, но это уходящее поколение.

- Каковы функции школьной библиотеки?

- Уникальность школьной библиотеки – в ее многофункциональности, которая складывалась в России еще с 18 века. И сегодня такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.

Школьная  библиотека – это, прежде всего, учебная библиотека, она обеспечивает информацией и документами учебный процесс; также она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив, и публичной, предоставляя учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, поддерживая внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день. В течение же последних 15 лет наблюдаются попытки сузить эти функции только до учебной. 

- Что необходимо сделать на федеральном уровне для укрепления библиотек в школах?

- Необходимо инвестировать в них серьезные средства. Наша задача сейчас – лоббировать концепцию развития библиотек общеобразовательных учреждений в правительстве для запуска федеральной целевой программы «Школьная библиотека».

К примеру, в Южной Корее правительством были выделены огромные деньги на переоснащение школьных библиотек и сплошную  переподготовку школьных библиотекарей в библиотекарей-педагогов. И  результат – лучшие показатели южнокорейских школьников в международном тестировании PISA (Programme for International Students Assessment) по качеству чтения, а индекс ПИЗА – это, прежде всего, индекс качества мышления.

Необходимо расширять контекст, в котором воспринимаются сегодня школьные библиотеки и их специалисты. Во всем мире библиотечная профессия относится сейчас к числу не обслуживающих, а творческих, связанных с нелинейным и синтетическим мышлением. Школьная библиотека должна быть «кабинетом №1» (так называл ее Виктор Сухомлинский), надпредметным кабинетом, где школьники получают целостную картину мира, используя имеющиеся носители информации.

Наши библиотекари в сложных условиях отвечают всем запросам времени. Пример тому – всероссийский Интернет-семинар по тематике сетевых блогов. Его участники в нерабочее время занимались изучением социальных сетей, чтобы быть квалифицированными помощниками старшеклассникам.

- Предпринимаются ли сейчас какие-то системные меры в регионах для улучшения ситуации?

- Интересная работа в этом направлении идет в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Свердловской, Липецкой и других областях. Здесь инновационно работают не отдельные библиотеки, а вся система. Там, где школы получают гранты и направляют их на развитие библиотек, работа школ улучшается, они становятся победителями различных конкурсов и получают новые гранты. 

- Что необходимо сделать для развития этой практики?

- Усовершенствовать правовое поле. В законе «Об образовании» упомянуты и столовые, и транспорт, но ни слова о библиотеках. А ведь с 18 века, с петровской эпохи библиотеки были системообразующим центром учебного заведения. Очень плохо развита материально-техническая база. Нужны читальные залы, компьютеры – учащиеся должны учиться информационному поиску. Не хватает электронных каталогов, посредством которых школьники и учителя могли бы связываться с электронными фондами крупнейших библиотек мира, чтобы найти ту или иную книгу и воспользоваться ею, если она оцифрована.

Материал подготовила Екатерина  Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена