Александр Каменский: преподавание истории должно стать иным

О перспективах исторического образования в интервью РИА Новости рассказал будущий декан открываемого в следующем учебном году факультета истории Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Александр Каменский.

Изменения в российском образовании позволяют говорить о необходимости совершенствования модели исторического образования. Для реализации новой концепции в преподавании нужны новые исторические дисциплины и новые факультеты. О перспективах исторического образования в интервью РИА Новости рассказал будущий декан открываемого в следующем учебном году факультета истории Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Александр Каменский.

- Александр Борисович, каковы основные особенности современного  исторического образования в России?

- Традиция исторического образования в России складывалась давно, со 2-й половины 19 века, когда произошло формирование исторической науки и ее отделение от других областей гуманитарного знания. В 20 веке эта традиция развивалась.

Современная российская модель исторического образования ведет отсчет от 30-х годов 20 века и в основном сохраняется до дня сегодняшнего. В значительной мере она основана на представлении о том, что знание истории - это знание большого количества фактов, событий, имен, в определенной последовательности составляющих существо исторического процесса.

В основе этой модели два курса: всеобщей истории и истории России, преподающиеся на протяжении нескольких лет. Они  дополняются профессиональными курсами, связанными с приобретением определенных навыков и знаний в более узких исторических областях.

- И каковы, на ваш взгляд, последствия изучения истории по такой модели?

- Как и любая другая, она имеет преимущества и недостатки. Когда эта модель создавалась, она соответствовала уровню развития исторической науки и отличалась системностью и фундаментальностью. Но с тех пор многое изменилось - и в системе высшего образования, и в самой науке.

Одно из  последствий - это разделение истории России и истории остального мира, существующих в умах студентов как бы независимо друг от друга и соприкасающихся в основном в войнах и конфликтах.

Также нередко люди, получающие традиционное историческое образование, становятся очень узкими специалистами, не способными видеть проблемы, которыми они занимаются, в широком историческом контексте. Нередко они приобретают навыки работы только в одной специфической области.

- Но почему именно сейчас в изучении истории нужно что-то менять?

- Коренным образом изменилась сама историческая наука, ее структура. Если в 19 веке шел процесс отделения истории как науки от других областей знания, то сейчас в гуманитарной сфере наблюдается обратный процесс.

Приоритетным направлением становятся исследования, о которых сложно сказать, являются ли они только историческими, культурологическими или философскими: они носят междисциплинарный характер. Это ставит перед историческим образованием новую задачу: историк должен иметь очень основательную общегуманитарную подготовку. С другой стороны, в науке появилось много новых направлений, которые невозможно уложить в привычные курсы.

Кроме того, российское высшее образование переходит на двухуровневую систему. Сейчас зачастую предпринимаются попытки просто «втиснуть» все то, что  раньше преподавалось 5 лет, в 4 года. Мне представляется,  сейчас необходим принципиально новый подход.

То обстоятельство, что в Высшей школе экономики факультет истории создается заново, наряду со статусом школы как национального исследовательского университета, позволяет не воссоздавать традиционную модель исторического образования и соответствующую структуру факультета, но предложить образовательную модель, соответствующую и современной структуре исторической науки, и специфике двухуровневой системы образования.

- Предполагается, что вы будете его деканом. Какие задачи вы намерены при этом решать?

- Важнейшая цель высшего образования – это удовлетворение потребностей людей в знаниях. В данном случае – интереса людей к прошлому. Но при этом мы должны давать такое образование, которое позволит выпускнику легко найти свое место в жизни.

Предлагаемая нами модель исторического образования рассчитана на повышение уровня мобильности выпускников. Она должна дать им больше возможностей найти себя в самых разных сферах жизни: не только в исследовательской и преподавательской, в архивах и музеях, но и в сфере управления, культуры, в журналистике – везде, где так или иначе работают с информацией о прошлом.

Создавая новую образовательную программу, мы исходим из того, что освоить всю историю человечества ни один студент не в состоянии. Мы будем предлагать в первую очередь курсы по проблематике, имеющей, во-первых, общекультурное значение (например, «История античности»), во-вторых, имеющей непосредственное отношение к сегодняшнему дню (например, «История российской государственности» или более специальные, такие, как «Сравнительная история терроризма», «История колониализма» и т.д.).

Надеюсь также, что нам удастся уделить больше внимания экономической и социальной истории.

В наших планах открытие магистратуры, в том числе, возможно, по экономической истории.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена