Школьная математика должна учить жизни - академик Васильев

Дискуссии о том, каким должно быть школьное образование, не обошли стороной и «царицу наук» - математику. О ситуации с ее преподаванием - почему дети ее не любят и как изменить положение - в интервью РИА Новости рассказал главный научный сотрудник Математического института Российской академии наук (РАН), председатель комиссии отделения математики РАН по экспертизе школьных учебников.

Дискуссии о том, каким должно быть школьное образование, не обошли стороной и «царицу наук» - математику. О ситуации с ее преподаванием - почему дети ее не любят и как изменить положение - в интервью РИА Новости рассказал главный научный сотрудник Математического института Российской академии наук (РАН), председатель комиссии отделения математики РАН по экспертизе школьных учебников Виктор Васильев

- Виктор Анатольевич, математику в школе «проходят» все. Но многие быстро ее забывают. Скажите, нужна ли она каждому? И зачем?

Главный научный сотрудник Математического института Российской академии наук (РАН), председатель комиссии отделения математики РАН по экспертизе школьных учебников Виктор Васильев

- Математика важна не столько тем, что дает некие «компетенции», то есть навыки для повседневной жизни, сколько тем, что формирует логически мыслящего человека. Приучает к тому, что все, что он говорит, должно иметь смысл, помогает отличать правильные суждения от заведомо ложных. Люди часто путают причину со следствием, спорят, не договорившись об определении обсуждаемых понятий. Этого больше всего в разного рода рекламе, но люди относятся к ней некритично и снисходительно. Зачастую и аргументация публичных политиков и комментаторов наполнена логическими неувязками. Иногда это результат честного непонимания, иногда – способ манипуляции общественным сознанием. Математика исподволь учит делать из полученной информации только те выводы, которые в ней действительно содержатся.

- Но не секрет, что специальности, требующие углубленного знания математики, мало популярны сейчас у абитуриентов. Когда, по-вашему, изменится такое положение?

- Только когда Россия встанет на рельсы экономики что-то производящей, с проектами, основанными на реальном научно-техническом прогрессе. Тогда хорошим выпускникам технических вузов будет гарантирована достойная работа. Пока основной принцип бизнеса – «стянуть и убежать», самым востребованным становится умение грамотно сделать и оправдать это; точные же науки и здравый способ мышления при этом не только непопулярны, но многим мешают.

- Как в последние десятилетия менялось преподавание математики в школе?

- К детям приходят все менее подготовленные учителя. Я помню расцвет нашей школьной математики: тогда в педвузах на полставки работали ведущие университетские профессора и давали студентам адекватное представление о сути и красоте предмета. Без этого математика формализуется, превращается в систему непонятных ритуалов. Методисты, авторы учебников, чиновники из сферы образования, не очень понимающие содержание предмета, часто перегружают курс плохо объясненными формулами и озабочены лишь совершенствованием техники их заучивания, при этом основной учебной деятельностью становится быстрое решение большого числа примеров. Конечно, надо уметь считать и знать основные формулы, но главным всегда должно быть понимание сути. Огромная часть учебного времени старшеклассников, например, тратится на решение примеров – тригонометрических и логарифмических уравнений, –  90% которых во взрослой жизни не пригодятся не только гуманитарию, но и будущему математику.

- Почему же не убрать лишнее? Зачем так перегружать программу?

- Дело в том, что такая вот «счетная» математика, содержащая классы задач, малополезные для повседневной жизни и умственного развития, привлекательна тем, что по ней легко экзаменовать. Весь школьный курс мы готовимся к выпускному экзамену, и процесс преподавания подчинен этой подготовке. Вот яркий отрицательный пример – вариант ЕГЭ по физике: 36 задач на 3,5 часа. Меньше шести минут на задание. Времени проявить сообразительность, что-то смоделировать или изобрести нет: чтобы решить задачу, необходимо заранее знать готовый рецепт. Может быть, этого и достаточно для экзамена в школе, но для проверки способностей, нужных для учебы в хорошем вузе, никак нет.

- Как, по-вашему, должна выглядеть школьная математика и экзаменационные задания?

- Должно быть радикально больше содержательных задач с интересной описательной частью, которые учили бы понимать тексты, моделировать, размышлять и находить решения. Для воспитания логического мышления и пространственного воображения необходимо сохранить геометрию, которая последнее время фактически выдавливалась из школьного курса – ее не было в ЕГЭ.

Школьная математика – предмет «человекообразующий». Я готов верить статистическим исследованиям, утверждающим, что увеличение количества часов на математику приводит к улучшению успеваемости по другим предметам, в том числе гуманитарного цикла.

Сейчас наконец-то начали вводить в школах теорию вероятности – это и интересно, и применимо в дальнейшей жизни. Первый шаг в сторону изменения экзаменационной формы уже сделан. В демонстрационном варианте ЕГЭ этого года примерно в полтора раза уменьшено количество задач, расширен блок с творческими заданиями, включены примеры из геометрии, ликвидированы задания с выбором ответа. Нужно продолжать двигаться в этом направлении. В будущем способность находить решения и выходы обязательно пригодится в конструировании собственной жизни.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена