С 1 сентября школы искусств начнут жить по-новому

Школы искусств смогут вернуть прежний высокий уровень образования, благодаря изменениям в законодательстве, открывающим новые возможности для финансирования и кардинальных изменений в учебных программах, рассказала в интервью РИА Новости заместитель директора департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александра Аракелова.

МОСКВА, 25 авг - РИА Новости, Мария Ганиянц. Школы искусств смогут вернуть прежний высокий уровень образования, благодаря изменениям в законодательстве, открывающим новые возможности для финансирования и кардинальных изменений в учебных программах, рассказала в интервью РИА Новости заместитель директора департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александра Аракелова.

Система образования в сфере культуры и искусства в России охватывает 58 вузов, в которых учатся 94 тысячи студентов, 276 колледжей и техникумов, в которых учатся 67 тысяч студентов, и 5,37 тысячи детских школ искусств, где учатся более миллиона детей. В советское время школы искусств учились по единым программам, утвержденным министерством, и имели статус "детских школ искусств". С 1992 года школам искусств изменили статус, квалифицировав их как недопрофильное образование, что повлекло за собой ряд необратимых последствий и как итог, недостаток финансирования, упадок уровня образования и кризис в этой институции.

"Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Одним из главных достижений стало право субъектов РФ помогать муниципальным школам искусств в части финансирования. То есть выделять деньги для реализации дополнительных предпрофессиональных программ", - пояснила Аракелова, добавив, что ряд предложений относительно изменений в сфере образования в школах искусств уже направлены в Минобрнауки, решение по которым они ждут в ближайшее время.

По ее словам, для школ искусств, как и для всех творческих профессиональных учебных заведений (колледжей, консерваторий и т.д.) 2011 год явился переломным, так как в июне президентом были подписаны сразу три закона: два "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

"Эти законы закрепили новый статус образовательных программ школ искусств как "предпрофессиональных", подчеркивая связь и преемственность с программами среднего специального и вузовского образования, а также расширили возможности финансирования этих учебных заведений", - рассказала Аракелова.

Но по этим программам школы искусств начнут работать только со следующего года, поскольку требуется время на подготовку подзаконных актов.

На взгляд Аракеловой, "последние изменения в законодательстве позволят вернуть российским школа искусств прежний высокий статус: то, для чего они создавались более 100 лет назад, т.е. для преподавания начальных профессиональных навыков детям, а не только давать им общеэстетическое образование".

Главное, что законодательные изменения помогут решить многие проблемы с социальным статусом преподавателей школ искусств, и, в первую очередь, с низким уровнем заработной платы и досрочным назначение пенсии по выслуге лет.

"Неравенство между преподавателями детских школ искусств, которые работают с одаренными детьми, и педагогами общеобразовательных школ, у которых ниже норма часов за ставку заработной платы и имеются различные социальные льготы - несправедливо", - уверена Аракелова.

Кроме того, по ее словам, правительство поручило Минкультуры разработать Программу по поддержке детских школ искусств.

"В этой программе мы хотим учесть такие насущные вопросы, как поиск средств на повышение квалификации преподавателей, пополнение библиотечных фондов, приобретение музыкальных инструментов и другого технического оборудования".

История болезни

Систему образования в школах искусств в последние годы критиковали за понижение уровня образования. Аракелова признает, что действительно, уровень выпускников во многих региональных детских школах искусств заметно снизился, об этом часто говорили и сами преподаватели.

Она напомнила, что у этой проблемы была своя точка отсчета: после выхода в 1992 году нового закона РФ "Об образовании", детские школы искусств стали относиться к дополнительному образованию, что понизило их статус и приравняло художественные, музыкальные и хореографические школы к станциям юных натуралистов, или кружкам по интересам в Домах культуры.

В итоге детские школы искусств стали постепенно выполнять функции кружков, студий по интересам, т.е. не специального, а общеэстетического образования. С начала 90-х годов ошибочность такого подхода была многим очевидна. По словам Аракеловой, в министерство культуры писали обращения с просьбами изменить ситуацию.

"Мы не могли ничем помочь, так как нормы закона не позволяли на федеральном уровне установить те или иные требования к деятельности школ искусств, в том числе и в части их финансирования", - объясняет Аракелова.

Правда, она уточнила, что Минкультуры не оставляло попыток выправить положение, в частности, выступив инициатором создания "Концепции развития образования в сфере культуры и искусства", где были прописаны необходимые поправки в законодательстве, вплоть до норм ставок у преподавателей школ искусств и норм пенсионного обеспечения.

Аракелова констатирует, что за 15 лет с момента вступления в силу закона сформировалась ситуация, при которой "многие школы искусств забыли, что дети должны сдавать зачеты, экзамены, что должны быть определенные требования к качеству образования, поскольку именно из выпускников школ искусств в дальнейшем растут профессионалы, будущие деятели искусства".

Поэтому, по ее словам, "День знаний", который 1 сентября отметят многие школы искусств, "должен принести не только ощущение радости от встречи с новыми учениками, перспективы на их будущие творческие достижения, но и вполне реальную надежду на решение давно назревших проблем".

"У нас замечательные педагоги с достойным образованием, которые передают своим питомцам не только мастерство, но вкладывают в них душу - иначе невозможно научить любить искусство, заложить основу нравственных ориентиров, сформировать будущих ценителей прекрасного - аудитории концертных залов и театров", - заключила Аракелова.


Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.