Тюменева: семья влияет на результаты учебы детей сильнее, чем школа

Руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ Измерения в психологии и образовании Юлия Тюменева
О том, как семья влияет на образовательные достижения школьников, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ "Измерения в психологии и образовании" Юлия Тюменева.

В главе "Новая школа" проекта "Стратегия 2020" подчеркивается, что уровень образования родителей в России - один из самых высоких в мире. Но фактор семьи - колоссальный ресурс развития школы - используется недостаточно. О том, как семья влияет на образовательные достижения школьников, в интервью РИА Новости рассказывает  руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ "Измерения в психологии и образовании" Юлия Тюменева.

- Юлия Алексеевна, в какой мере результаты обучения детей зависят от семьи? Какие выводы делаются в научных исследованиях?

- Французские социологи Бурдье и Пассрон ввели понятие "культурный капитал" и доказали, что студенты из семей верхней страты среднего класса и высшего класса успевают лучше сверстников. Связано это, прежде всего, с развитием речи: ее культурной насыщенностью, умением выстраивать логику, красиво и грамотно аргументировать. Эти навыки переняты от родителей. Таким детям учиться легче еще и потому, что профессура "распознает" их как людей своего круга.

Изучая факторы, влияющие на результаты детей в международных сравнительных исследованиях качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS), ученые сходятся в том, что объединенный эффект семейных характеристик - образования родителей, их культурного статуса, материального благополучия - в большинстве случаев объясняет высокие и низкие результаты. Один кипрский исследователь объединил данные TIMSS за все годы по всем странам-участницам и пришел к выводу: единственная мера, стабильно имеющая значимую связь с достижениями, - участие и вовлеченность родителей в школьную жизнь детей.

Исследования НИУ ВШЭ показывают, что достижения наших детей в PIRLS (оценка качества чтения) объясняются, прежде всего, семейным влиянием; характеристики, связанные со школой и учителями, гораздо менее значимы. То есть сила воздействия семьи такова, что школе ее не перекрыть, даже если это очень хорошая школа.

- Когда были обнародованы результаты PIRLS 2006 года, говорилось, что первое место заняли не российские четвероклассники, а их родители.

 - Родители этих детей отвечали на вопросы, занимались ли они развитием грамотности ребенка в дошкольном возрасте: чтением вслух книг, разбором слов на буквы, игрой с буквами, чтением уличных вывесок. При анализе анкет сделан вывод: эти занятия спустя годы отражаются на результатах четвероклассников. Это и есть вклад родителей, понимающих, что если ребенок не научится читать к 1-му классу, ему под разными предлогами могут отказать в зачислении в хорошую школу.

- А если ребенок уже учится в школе, влияние родителей тоже первостепенно?

- Для детей, кому семья не способна дать много, школа остается приоритетной. Но если рассматривать общую массу детей, то влияние родителей, конечно, важно. Интеллектуальные способности ребенка, безусловно, сказываются на его школьных успехах, но трудно определить, в какой мере, например, вербальное мышление определяется врожденными факторами, в какой - семейной средой.

Исследования показывают, что достижения ребенка в математике в меньшей мере связаны с семейным фактором, чем достижения в чтении, потому что "культурный капитал" влияет, прежде всего, на вербальное мышление, умение излагать мысли хорошим языком. А успехи в математике - это больше заслуга школы.

- Может быть, влияние школы оказалось бы более существенным, если бы государство давало больше денег, учителям платили бы больше?

- Мы исследовали вопрос, влияет ли материально-техническое, кадровое обеспечение школы на достижения ребенка в PIRLS. Оказалось, оно незначительно. Обеспечение школы ресурсами положительно сказывается лишь при анализе выборки детей из семей с низким социально-экономическим статусом, то есть в основном мигрантов.

Хотя, конечно, школа способна смягчить негативное влияние семьи. При анализе результатов PISA были случаи, когда школы, где ожидались низкие результаты (там учатся дети мигрантов, безработных), вдруг оказывались на высоте. Причина в активной позиции директоров, считающих, что нужно не просто "передержать" детей в школе, но вывести их в люди, дать им старт в жизни. Они нанимают хороших учителей, на курсы их отправляют, обсуждают с ними уроки, поименно знают учеников, пытаются что-то изменить.

- Но и в такой школе от родителей ожидается какой-то вклад?

- Вопрос, способны ли родители его внести. Ведь школа "гонит программу", ученик должен ее освоить в срок, а если не успел - школа не считает себя виноватой. Ребенок приходит домой с тремя задачками по математике, не знает, как их решать, и родители "подтягивают культурный капитал" - подумают, знакомым позвонят, объяснят все ребенку. Но это в семьях интеллигентов. А семьи мигрантов? Кому им звонить?

Когда родители участвуют в школьной жизни, ребенок чувствует исходящий от них сигнал, даже если ему прямо не говорят "учись хорошо, будешь много зарабатывать, хорошо устроишься в жизни". И это, несомненно, отражается на результатах учебы.

Материал подготовила Алина Иванова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.