Никитин: есть проблемы с ведением курса по основам религиозных культур

Президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин
С апреля 2012 года во всех российских школах начнут преподавать курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который в течение двух лет проходил апробацию в 21 регионе. О том, готовы ли школы к его введению, в интервью РИА Новости рассказывает президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.

С апреля 2012 года во всех российских школах начнут преподавать курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который в течение двух лет проходил апробацию в 21 регионе. О том, готовы ли школы к его введению, в интервью РИА Новости рассказывает президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.

- Эдуард Михайлович, два года ваша академия занималась подготовкой тьюторов, которые, в свою очередь, готовили учителей в 21 регионе к преподаванию курса по основам религиозных культур и светской этики. Какова готовность школ страны к введению нового курса? Директора некоторых московских школ утверждают, что ничего еще о нем не знают.

- За два прошедших года создана модель - мы знаем, как вводить этот предмет. Но надо понимать: сегодняшняя ситуация отличается от ситуации двухлетней давности, когда принимались решения об апробации.

Два года назад была внятная позиция государства по отношению к этому предмету - были выделены средства на повышение квалификации, подготовку тьюторов, издание учебников, методической литературы. А сейчас вся ответственность, в том числе финансово-экономическая, по введению этого предмета переложена на местные бюджеты, а конкретно - на бюджеты школ. Региональные и муниципальные власти должны будут найти средства на повышение квалификации учителей, учителя - на приобретение книг, родители - на покупку учебников.

Той государственной заинтересованности, какая проявлялась в целевом финансировании два года назад, сейчас почему-то нет. При этом речь идет совсем о других масштабах. Если в апробации курса участвовал 21 регион - всего 10 тысяч школ, 15 тысяч учителей, 40 тысяч школьников, то сейчас порядок цифр другой: новый курс появится дополнительно в 37-40 тысячах школ, его будут изучать еще 800 тысяч школьников и для этого необходимо обучить 50 тысяч учителей.

Причем если мы готовили 1000 тьюторов, и один тьютор обучал 15 учителей - это вполне нормально. Сейчас же в планах Минобрнауки предусмотрена подготовка 500 тьюторов на 50 тысяч учителей. И тьюторов должны подготовить уже до нового года, а в феврале-марте они начнут работать с учителями.

- А это реально - с учетом того, что для большинства учителей материал курса принципиально новый?

- Риск того, что учителя не поймут этого курса по содержанию, всегда осознавался. Ни в педвузах, ни в школе подобная тематика прежде не изучалась. А материал, прямо скажем, непростой.

Тут важен уровень готовности учителей к восприятию этого сложного предмета. Как правило, такая готовность выше у учителей истории или литературы - у них более основательная базовая гуманитарная подготовка. Но за два года мы увидели, что 60 процентов тех, кто преподает этот предмет, - учителя начальных классов. Поэтому, на мой взгляд, проблема организации повышения квалификации становится ключевой. И самые большие риски связаны фактически с нехваткой времени на обучение.

Да, появился за два года новый ресурс - 21 регион, где проходила апробация курса. Опыт этих регионов надо использовать. Но ведь прежде надо продумать, как одна территория сможет принять учителей из другого региона, что это будут за стажерские площадки.

- А как обстоит ситуация с учебниками? В свое время были сложности из-за того, что их писали в сжатые сроки.

- Все учебные материалы есть. Ревизии и переделки учебно-методических комплектов не потребуется. Есть необходимость некоторой доработки в части упрощения формулировок - например, учебник по светской этике оказался очень сложным, - и эта работа проводится.

- Курс вели в последней четверти четвертого класса и в первой четверти пятого класса. Как показала практика, это удобно?

- Лучше было бы не разбивать курс, а вести его полностью, например, в четвертом классе. Поскольку чаще всего уроки ведут учителя начальных классов, не все потом решают продолжать курс в пятом классе. И, по-моему, достаточно не двух часов в неделю, как сейчас, а одного. Учителям сейчас очень много приходится готовиться к урокам, курсом повышения квалификации ограничиться невозможно, и подготовка к каждому уроку занимает три - четыре часа. Это большая нагрузка.

- Есть ли у родителей или школ возможность отказаться от уроков ОРКСЭ? Министр Андрей Фурсенко в одном из интервью говорил, что во время апробации такие прецеденты были.

- Единичные случаи, когда родители отказывались от этого предмета, действительно были. Речь идет о малокомплектных школах, где у школьников не было реальной возможности выбора одного из модулей, и тогда они решали не посещать курс вообще. Но сейчас согласно приказу Минобрнауки этот предмет станет частью федерального базисного учебного плана, обязательного к изучению. А это значит, родители и школьники не смогут отказаться от курса - это все равно что прогуливать занятия. Но возможность выбора одного из предложенных модулей, конечно же, сохранится.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.