Болотов: общественным дисциплинам нужен другой учитель

Виктор Болотов. Архив
За переподготовку и повышение квалификации работников образования сегодня берутся не только педвузы и специализированные институты, но и многопрофильные университеты. Перспективы выпускников финансируемых государством магистерских программ для учителей и образовательных менеджеров, реализуемых в Высшей школе экономики, в интервью РИА Новости оценил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

За переподготовку и повышение квалификации работников образования сегодня берутся не только педвузы и специализированные институты, но и многопрофильные университеты. Перспективы выпускников финансируемых государством  магистерских программ для учителей и образовательных менеджеров, реализуемых в Высшей школе экономики, в интервью РИА Новости оценил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, одна из магистерских программ НИУ ВШЭ адресована директорам школ. Каких знаний и навыков требует их образование?

- Во всем мире не утихает дискуссия, кто же такой директор школы – старший учитель или менеджер? В России сейчас побеждает вторая позиция: после принятия 83-го закона директор сам должен планировать работу школы как самостоятельной финансовой структуры. От финансирования уроков государство переходит к финансированию заказа, и дальше директор сам решает, как выполнить предписанное стандартом. Менеджерские навыки необходимы не только директору, но и всем, кто стоит выше него в административной команде.

В педвузах отмечены лишь примеры обучения менеджеров в рамках второго высшего образования – чаще всего с использованием дистанционных форм, и качество здесь нередко вызывает нарекания. А в Вышке задействован не только потенциал университета (программа межфакультетская, и привлекаются преподаватели с факультетов менеджмента, экономики и прочих), но и ведут мастер-классы директора успешных школ, к примеру, Ефим Рачевский.

- Еще одна магистерская программа предназначена для учителей общественных дисциплин. В чем ее специфика?

- Традиционная подготовка учителей общественных дисциплин тоже заслуживает нареканий. Представление об истории – зачастую упрощенное, о дидактике – устаревшее, и появление новых стандартов требует принципиально другого учителя в этой области. Он должен подводить ребят к рассуждению, сравнению первоисточников, выработке учащимися своей точки зрения. Для всего этого требуется не упрощенное изложение гуманитарных дисциплин, а другая дидактика – ситуация диалога, когда ошибке можно радоваться: ребенок учится формировать и объяснять свою позицию, и это повод для вовлечения в разговор остальных детей – почва для интерактивного обучения.
При часто скептическом отношении к методистам нужно вместе с тем понимать: далеко не каждый учитель имеет время, чтобы изыскивать методические приемы, свои ноу-хау. Поэтому нужно общаться с авторами методик, технологий преподавания, и такие люди как раз преподают на этой программе. Магистерские выпускные работы могут быть посвящены именно методикам.

- Третья магистерская программа готовит специалистов по измерениям в образовании. Это тоже альтернатива имеющемуся опыту?

- Нет, в этом вопросе опыта в российском образовании вообще нет. Подготовка специалистов по теории измерения, при поддержке Всемирного банка и зарубежных университетов, в России ведется только в двух вузах: НИУ ВШЭ и Московской высшей школе социальных и экономических наук. Партнер Вышки – американский университет, Шанинки – британский, а российская команда преподавателей единая. Очень непросто работать с зарубежными текстами, требования к магистрантам высокие – знание иностранных языков, математики.

Десять лет назад в России ввели ЕГЭ, завершается эксперимент по государственной итоговой аттестации девятиклассников в форме тестов, и, очевидно, в следующем году он станет нормой. Поэтому специалисты, владеющие современными подходами к педагогическим измерениям, будут востребованы на всех уровнях – от федерального до школьного.

- И, наконец, последняя программа, какую открыла Вышка, – для менеджеров в сфере высшего образования. Кого она заинтересует?

- Честно скажу: программа амбициозная, но, к сожалению, потребность в специально обученных менеджерах большинством наших университетов не осознается. Есть единичные примеры перехода вузов в статус автономных учреждений, а если вуз остался традиционным бюджетным учреждением, то смету ему по-прежнему «спускают сверху». Роль менеджера сводится к латанию дыр: математики денег не зарабатывают, давайте у юристов возьмем на учебники для математиков. Тришкин кафтан – никакого планирования.

Более того: в России сегодня проводится много конкурсов для вузов, они получают серьезное дополнительное бюджетное финансирование, и мне приходилось читать больше половины заявок на участие. Это просто кальки с английских аналогов, нет ответов на элементарные вопросы: кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам… Поэтому подготовка менеджеров для высшей школы – это программа для амбициозных университетов, где мыслят мерками дня даже не завтрашнего, а послезавтрашнего. Действующий проректор на эту программу не пойдет, у него и так все получается. Пойдут скорее молодые ребята, кому полученные знания позволят осуществить очередной шаг в развитии вуза. Но приживаться в своих вузах им будет непросто – для большинства они окажутся «слишком умными»...

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.