Сменить фон

Васильева: индивидуальные учебные планы нужны всем старшеклассникам

Директор московской школы № 1277, член экспертного совета при Комитете по образованию Госдумы Наталия Васильева
По индивидуальным планам, предусмотренным в проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, некоторые школы работают не первый год. О том, как организовать такой учебный процесс, в интервью РИА Новости рассказывает директор московской школы № 1277, член экспертного совета при Комитете по образованию Госдумы Наталия Васильева.

По индивидуальным планам, предусмотренным в проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, некоторые школы работают не первый год. О том, как организовать такой учебный процесс, в интервью РИА Новости рассказывает директор московской школы № 1277, член экспертного совета при Комитете по образованию Госдумы Наталия Васильева.

- Наталия Сергеевна, ваша школа работает по индивидуальным учебным планам. Как появилась эта идея? И как организован учебный процесс?

- 12 лет назад мы знакомились с опытом работы гимназий в Финляндии, где в основе учебного процесса – индивидуальные планы. Эту организационную форму мы наполнили своим содержанием. С тех пор наши ученики выбирают объем каждого предмета, который должны освоить. Сложнее всего было вычленить ядро предмета – никто ведь раньше этого не делал. Кроме того, мы разработали много элективных курсов. Этой практикой заинтересовались и другие школы - в Москве даже была создана городская экспериментальная площадка по вопросам внедрения индивидуальных учебных планов.

Вообще индивидуализация образования – это новая идеология учебного процесса, которую, конечно, не все готовы принять. В нее, как в религию, нужно погрузиться, поверить…

- Разработчики ФГОС поверили?

- В проекте стандарта мы видим результаты нашей экспериментальной работы. И выбор не только уровня изучения предметов, но и перечня предметов – это шаг вперед. Раньше на это никто не решался. Разве что была попытка в начале 1990-х годов, когда министерство разработало 12 учебных планов, один из которых – 12-й – предполагал выбор предметов. Наши ребята учились по этому плану, и в течение пяти лет выпускники имели в аттестате оценки не по всем предметам. Если человек собирался поступать, например, в Финансовую академию, то по физике, химии и биологии он не имел оценок в аттестате - просто слушал лекции.

Но эксперимент очень быстро прекратили: наверное, кто-то решил, что в нашей стране нельзя так действовать. А это было очень разумно. И теперь есть возможность перейти к практике выбора курсов и построения индивидуальных учебных планов в массовом порядке. Пусть сначала это будет экспериментально. Введение стандарта – далекое будущее, но к нему надо идти.

- Обсуждаются новые версии стандартов: группа Кондакова в очередной раз доработала свой текст, а президиум РАО представил альтернативный проект. Как вы оцениваете эти документы?

- Изначально в проекте Кондакова были некоторые ограничения при формировании индивидуальных учебных планов. У "технарей", например, не получалось выбрать нужное количество предметов по своему профилю – чего-то могло не хватить. Мы об этом говорили разработчикам, и в новой версии это учтено.

Что касается проекта РАО, то я вообще не понимаю причины его появления. В уже принятых стандартах для 1-9 классов во главе угла – результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные. Школа работает для достижения этих результатов, и у каждой школы – свои способы его достижения. А в стандарте РАО акцент сделан на процесс. При этом результаты крайне размытые. А как можно организовывать процесс, если неясна цель?

В стандарте РАО, как и в стандарте 2004 года, снова говорится о минимуме знаний, который должны получить все школьники. Но это устаревший подход, тем более для старшеклассников. Зачем нужен этот минимум, к чему приведет его изучение? Тогда придется признать, что не все дети могут освоить программу и, может быть, вернуться к обязательному 9-летнему образованию. В документе сказано, что стандарт устанавливает минимально достаточные требования к уровню освоения программы и успешного продолжения образования на следующей ступени. Но как изучение непрофильных предметов связано с продолжением образования в вузе, непонятно.

- Но стиль стандарта РАО, согласитесь, намного легче, чем у проекта Кондакова, даже в последней версии...

- Да, стандарт РАО более декларативен, как и многие документы в образовании, – мы к такому давно привыкли. Но стандарт Кондакова содержательно глубже.

- Высказана идея о возможности объединения двух проектов. Как вы к этому относитесь?

- Стандарт РАО во многом копирует стандарт Кондакова. Есть и правильные слова про индивидуализацию образования, индивидуальные учебные планы. Но из документа непонятно, как эти идеи воплощать, - конкретных инструментов не предложено.

Другой вопрос, что многие тезисы из стандарта Кондакова кажутся слишком новаторскими. В Комитете по образованию Госдумы мы обсуждали эту проблему и видели, что коллеги из регионов боятся самого понятия выбора. Если даже директору, школе не доверяют выбрать учебный план, то что говорить о выборе ученика? Но как быть, если объем сегодняшней старшей школы – 17 предметов – освоить нереально? Дети по факту давно уже выбирают то, что интересно, и то, что нужно, а остальное учат по принципу "сегодня ответил – завтра не должны спросить".

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.