Фертман: слабые школы в Москве нужно присоединять к сильным

Нужна ли так называемая "оптимизация сети образовательных учреждений" системе московского образования, в интервью РИА Новости рассуждает директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман.

В школьном образовании многих регионов в последние несколько лет происходит так называемая "оптимизация сети образовательных учреждений": из-за сокращения числа учеников школы закрываются или объединяются. Нужна ли оптимизация системе московского образования, в интервью РИА Новости рассуждает директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман.

- Виктор Александрович, какие проблемы вы наблюдаете сегодня в московском школьном образовании?

- Основных три. Педагогические кадры. У нас эта проблема острее, чем где бы то ни было по стране, – в Москве развитый рынок труда, и человек может найти для себя достаточно высокую стартовую зарплату. Соответственно, молодежь в школы идет еще меньше, чем в регионах. Техническое оснащение. Большинство московских школ оснащены – уж пусть регионы поверят – плохо. И неравномерное развитие школ: есть очень сильные, а есть очень слабые – прежде всего, малокомплектные, которых в Москве немало. Именно в недостатках организации школьной сети нужно искать причины и кадровых проблем, и технических.

- В чем же здесь связь?

- Если школа для Москвы небольшая – 200-300 учеников, – она не может позволить себе платить высокую зарплату педагогам и покупать нормальное оборудование. Отсюда проблемы с качеством образования…

- Есть ли безболезненные способы решить этот вопрос? Ведь любые разговоры о реорганизации сети вызывают в педагогическом сообществе оправданно острую реакцию…

- В Москве нужно "сокращать" не здания и коллективы, а число юридических лиц. Если мы объединим 2-3 школы при одном сильном руководителе, от этого не пострадает никто, кроме нескольких административных работников – но снижение их статуса с директоров до заместителей директоров нельзя считать слишком большой ценой для достижения результата.

Объединение школ позволит создать лучше организованную, "распределенную" структуру: "географически" разделить старшую, среднюю и начальную ступени. Правильно ли это – обучать вместе детей 7-8 лет и молодых людей 17 лет в одном здании? У них разные биологические ритмы, способы проведения досуга, для них нужны по-разному организованные помещения.

Не менее важное следствие слияния школ – возможность объединить финансовые ресурсы и закупить более современное оборудование. Так, мне сейчас нет смысла покупать лабораторию для занятий физикой за 4 миллиона рублей (даже если и денег дадут). Чтобы приобретение оправдало себя, нужно несколько классов физического профиля, а их у меня нет из-за небольшого числа детей. Объединив несколько школ, можно будет набрать несколько физико-математических классов по 25 человек и использовать лабораторию с полной отдачей.

- Таков принцип нормативного финансирования: чем больше детей в школе, тем больше у нее денег.

- Идея хорошая, но непростая. Принять ее – значит перестроить всю образовательную систему.

Раньше московские школы боролись за статус лицея или гимназии: получив его, директор мог спать спокойно – родители все равно приведут к нему детей и он получит повышенное финансирование. Теперь же, как я понимаю, ситуация изменится. Один из вариантов такой: каждая школа будет заявлять о наличии у себя, например, "гимназических" или "углубленных" программ, они будут отбираться, а дети, доказавшие свою способность обучаться по ним (допустим, победившие на олимпиадах), будут получать от государства повышенный норматив, то есть приносить школе повышенное финансирование.

Каков будет принцип отбора и регистрации программ, пока неясно, но детей предполагается отбирать по объективным критериям. В любом случае, школа постоянно будет "в тонусе", доказывая свое право на реализацию определенных программ.

- Каким критериям при этом она должна будет соответствовать?

- Окончательное решение примет городской департамент образования. Скорее всего, будут использованы наиболее очевидные критерии: результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад разного уровня, поступление в ведущие вузы. Безусловно, эти критерии имеют свои недостатки, нельзя опираться только на них. Не нужно забывать: право на повышенное финансирование, помимо "одаренных" детей, имеют и другие дети, те, кому необходимо обучаться по коррекционным программам. Простые формальные критерии для отбора этих программ разработать будет гораздо сложнее.

- Как вы относитесь к возможным изменениям в системе оплаты учительского труда в столице?

- Если новая система будет учитывать вклад каждого учителя, это хорошо. Но она "взорвет" коллективы. Ведь если раньше от меня, как и от любого другого московского директора, почти ничего не зависело в распределении зарплат, то теперь будет зависеть многое, и не только от меня, но и от Наблюдательного совета. Я этого не боюсь, а кто-то, наверное, боится. В этой ситуации главное – чтобы фонд оплаты труда был увеличен хотя бы на 15-20%. Если он останется прежним, нас ждут одни неприятности.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Аналитика и комментарии
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.