Олейникова: обучение в течение всей жизни повысит мобильность на рынке

Идея "учиться всю жизнь" родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста. О ситуации в России рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.

Российская экономика предъявляет образовательной сфере новые условия существования. В частности, особого внимания заслуживает обучение взрослых. Как известно, идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста. О ситуации в России рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.

- Ольга Николаевна, в последние годы все чаще звучит мысль о том, что учиться нужно всю жизнь. Почему?

- В условиях развития общества, основанного на знаниях, это необходимость. Технологии обновляются, меняется организация труда, и люди на предприятиях должны адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции. Полученного один раз диплома на всю жизнь недостаточно не только для того, чтобы строить карьеру, но и чтобы просто оставаться востребованным на рынке труда.

Есть и вторая причина: демографический спад. Вряд ли инновационную экономику может «поднять на себе» относительно скромная по численности армия подрастающего поколения – при сохранении у всего оставшегося населения прежнего уровня профессиональных квалификаций.

В России словосочетание «обучение в течение всей жизни» до сих пор воспринимается в значительной степени либо как лозунг, либо как синоним непрерывного профессионального образования. Попытки формирования целостной современной национальной стратегии развития образования остаются пока безуспешными.

- Что же в таком случае следует понимать под обучением в течение всей жизни?

- Концепция предполагает три типа обучения.

Формальное – структурированное с точки зрения целей и продолжительности обучения, его получают в учебных заведениях, и оно подтверждается неким сертификатом.

Неформальное – также структурированное по целям и подтверждаемое официальным документом, приобретается на различных курсах и на рабочем месте.

Спонтанное – осуществляемое повседневно, связанное с работой, жизнью в семье или проведением досуга, не структурированное с точки зрения целей и продолжительности.

В экономике знаний в свете роста возможностей виртуального обучения все большее значение приобретают неформальное и спонтанное образование.

Профессиональное образование всех уровней у нас не всегда отвечает целям потребителей образовательных услуг. Плюс у нас нет системы признания результатов полученного обучения, независимо от форм, сроков и места его освоения. Часто люди, научившиеся что-либо делать, не могут получить доступ к рабочим местам из-за отсутствия у них официального сертификата. Нужно решить эту проблему.

- Каким же образом могут быть подтверждены знания и умения, полученные в ходе неформального и спонтанного обучения?

- С помощью сертификационных центров наподобие тех, в каких сегодня принимаются экзамены на знание иностранных языков.

Отсутствие таких центров во многом связано с отсутствием профессиональных стандартов и национальной рамки квалификаций, описывающей требования к уровням квалификации. Попытки ее разработки предпринимались, но до сих пор приемлемой рамки квалификаций, сопоставимой с европейской, у нас нет.

Убеждена, все это должно быть прописано в новом законе об образовании, но в его проекте об этом пока не говорится ни слова.

- Несколько лет назад Центр изучения проблем профессионального образования совместно с коллегами из Ирландии реализовывал проект «Обучение взрослого населения». Расскажите об этом опыте.

- Освоив необходимые методики исследования потребностей рынка труда, колледжи - участники проекта - разработали соответствующие модульные программы. В Воронеже – программу по переобучению отставных военных в области технологий обеспечения безопасности помещений, в Рязани – по подготовке домашних воспитателей (на тот момент в городе было много безработных учителей). Одновременно учебные заведения освоили новые маркетинговые стратегии и методы обучения взрослого населения.

- То есть, чтобы переобучать граждан, преподавателям колледжей тоже пришлось повысить квалификацию. Во многих ли учебных заведениях могут это сделать самостоятельно?

- Едва ли. Им необходимо научиться выявлять спрос на образовательные программы и разрабатывать их, осваивать андрагогику – педагогику обучения взрослых. Многое из этого не может быть осуществлено без внешней помощи, а значит, без дополнительных затрат.

Тем не менее, развитие конкурентной среды на российском образовательном рынке приведет к тому, что любое учебное заведение будет вынуждено научиться всему тому, от чего будет зависеть его конкурентоспособность.

- Что может быть сделано государством, чтобы обучение в течение всей жизни стало нормой?

- Должна быть принята соответствующая стратегия, к созданию которой были бы привлечены все заинтересованные стороны: государство, граждане, бизнес. В стратегии должно быть обозначено распределение ролей и ответственности, нормативно-правовое регулирование и обязательства по инвестициям в данную сферу образовательной деятельности.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.