Данилов: обучение истории в старших классах будет дифференцированным

Доктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр Данилов
О том, каким должно стать школьное историческое образование, в интервью РИА Новости рассказывает доктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр Данилов.

Находящийся в разработке стандарт для средней и старшей школы предполагает профильный подход к изучению предметов в 10-11 классах. О том, каким должно стать при этом школьное историческое образование, в интервью РИА Новости рассказывает доктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр Данилов.

- Александр Анатольевич, как изменится преподавание истории в старших классах?

- Предполагается три уровня изучения предмета. На первом история будет частью интегрированного курса, пока его условное название «Россия в мире» – синтез отечественной, зарубежной истории и знаний по экономике, социологии, праву и другим обществоведческим дисциплинам. В первой части курса с древнейших времен до начала 1990-х годов будет рассматриваться историческая эволюция тех идей, на которых основано современное общество, в 11 классе школьники будут получать знания о мире, который их окружает.

Второй уровень – базовый. Он предполагает комплексное изучение отечественной и зарубежной истории. Этот курс имеет более привычную периодизацию: в 10 классе с древнейших времен до конца 19 века, в 11 классе с 20 века вплоть до сегодняшнего дня.

Третий уровень – профильный, в рамках которого будут рассматриваться проблемы отечественной истории в деталях и с большей конкретикой.

- Кому адресован каждый подход?

- Интегрированный курс будет преподаваться для всех старшеклассников, вне зависимости от того, куда они планируют пойти учиться в дальнейшем. Этот курс, представляя цельную картину современного мира, даст возможность развивать аналитические способности у детей, концентрируя их усилия на анализе того массива информации, который они изучили в начальной и средней школе.

Базовый уровень предназначен для тех, кто планирует связать свою профессиональную деятельность с гуманитарными специальностями. К примеру, филологам необходимо знать историю, чтобы понимать контекст, в котором создавались те или иные произведения, складывались литературные течения, жанры.

Что касается профильного уровня, он предназначен для тех, кто изберет для себя историческую науку профессиональной сферой деятельности.

- Насколько сильно курсы будут различаться по содержанию?

- Обратимся к конкретным примерам. Относительно идеи демократии, допустим, в интегрированном курсе будут даны философское и политологическое ее определения, последует рассказ о том, как она зародилась в Древней Греции и развивалась в других странах, когда и каким образом впервые появилась в России, что сдерживало ее развитие у нас в стране, и каким образом мы пришли к современному положению вещей.

На базовом уровне идея демократии будет рассматриваться без опоры на знания политологического и философского характера, через более подробно описанный опыт различных стран Европы или Азии, в сравнении со спецификой демократии в России.

Профильный уровень предполагает обстоятельный разговор об особенностях демократии в нашей стране с опорой на факты нашей истории, анализ проблем взаимоотношений власти и общества, власти и личности, вплоть до современности. Это уже не просто примеры, а своего рода исследование проблемы на разных этапах исторического развития России.

- Не вызовет ли трудностей преподавание профильного курса?

- Как раз этот уровень изучения истории будет ближе всего педагогам, которые готовы давать знания именно по истории. Гораздо большее опасение вызывает судьба интегрированного курса. Ранее ничего подобного не предлагалось, обществознание и история преподавались как два разных предмета со своими учебниками и концепциями преподавания.

Теперь же учителям надо будет воссоздавать для детей общую картину окружающего их глобального мира, и объяснять, как идеи, на которых зиждется это общество, развивались на протяжении веков. Будучи доступным для ребенка, этот курс в то же время не должен быть примитивным. Поэтому, на мой взгляд, для учителей его преподавание будет своего рода вызовом. Пока даже сложно назвать тех авторов, которые могли бы написать учебник для подобного курса.

- Как повлияет на ЕГЭ такое разделение предмета «История»?

- Вероятно, ЕГЭ будут сдавать лишь те, кто выбрал для изучения профильный курс. Скорее даже будет так, что те школьники, кому для поступления будут необходимы результаты ЕГЭ по истории, выберут его для себя. Для интегрированного курса предполагается внутришкольная аттестация, то есть экзамен по окончании 11 класса.

- Затронут ли изменения лишь содержательную часть или также методы преподавания?

- Неотъемлемой частью изучения дисциплины планируется сделать создание учащимися творческих проектов. Допустим, это может быть задание посетить краеведческий музей и по его экспонатам исследовать какой-то период истории региона, или выявить и описать проблемы, объединяющие разные исторические эпохи. Такие проекты не только способны пробудить у школьников интерес к предмету, но и позволят оценить запас знаний, умение мыслить, на что направлен новый стандарт.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Учусь в старшем классе и считаю неправильным такой подход. Ученик может менять свое решение о будущей специальности, ВУЗе, а следовательно и предметов для сдачи ЕГЭ вплоть до середины(а даже и позже) 11го класса. Если сдавать смогут только учащиеся профильного курса, то для одних сдача истории станет обязательным, а для других разрушению мечт.
    11:54
    25.07.2010

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.