Драхлер: экзамен для учителей на ИКТ-компетентность следует разделить

Рособрнадзор в 2010 году планирует ввести для учителей экзамен на компьютерную грамотность. Повысит ли это уровень владения педагогов ИКТ-технологиями, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора по информатизации Центра образования №293, руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.

Рособрнадзор в 2010 году планирует ввести для учителей экзамен на компьютерную грамотность. Повысит ли это уровень владения педагогов ИКТ-технологиями, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора по информатизации Центра образования №293, руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер.

- Александр Борисович, что предполагает ИКТ-компетентность учителя?

- «Скорость нажимания кнопок» здесь не может быть определяющим параметром. Учитель должен понимать, зачем он использует ИКТ на каждом конкретном уроке. Важно и умение грамотно использовать Интернет не только как источник информации,  но и для обмена опытом.

И надо уметь грамотно представить свою работу – как в техническом, так и в правовом смысле. На многих же курсах почти не уделяется внимания ни оптимизации ресурсов для размещения их в сети, ни авторскому праву, а то и другое немаловажно.

- Вопрос об авторском праве действительно стоит так серьезно?

- Да. Отмечаются сознательные нарушения – намеренное предъявление чужой работы под своим именем. Случается, из материала удаляют данные автора без его ведома, публикуя работу на своем сайте. Но в соответствии с п.1 ст.1270 ГК РФ только автору принадлежит право выбора площадки для публикации.

Имеет место и некорректность цитирования. Публикуя материал в образовательных целях, необходимо указать все источники, хоть бы их было несколько десятков и даже сотен (например, иллюстраций). Если отсутствует навык сохранения всех «исходников», создание списка ссылок может вылиться в настоящую проблему. Пока в российском законодательстве не предложено адекватного в правовом смысле решения этой проблемы. Некоторые эксперты предлагают делать пометку: «все источники находятся в открытом доступе в Интернете». На мой взгляд, такой «ход» неприемлем.

На нашем портале эти проблемы решаются так: материал размещает сам (и только) автор, а дальше действует система открытой общественно-профессиональной экспертизы. Позор в педагогическом сообществе – весьма эффективный регулятор.

Осенью прошлого года наш портал предложил акцию «Мы уважаем авторские права учителя». Нас активно поддержали блоггеры, владельцы персональных учительских сайтов – но крупные Интернет-проекты, в том числе финансируемые государством, её проигнорировали…

- Что могло бы помочь педагогам повысить компьютерную грамотность? Какие в этом плане проблемы?

- Есть государственные программы, проводимые региональными институтами повышения квалификации учителей, программы негосударственных организаций, курсы отдельных компаний.

Есть курсы в сети, как бесплатные, так и платные, но высокая цена – еще не гарантия качества. Наш портал, допустим, предлагает виртуальные бесплатные мастер-классы – это те же курсы сроком несколько месяцев, где иногда обучается одновременно несколько сотен человек. Но у нас нет права выдавать дипломы, хотя люди идут к нам и после обучения на официальных курсах.

Более того, часто учитель уже всему научился в каком-либо сетевом сообществе, а в школе его заставляют снова идти на курсы, где документ выдают лишь для отчетности. Некоторые сетевые сообщества и фирмы продают учителям такие свидетельства: за 300-500 рублей в дипломе будет сделана любая запись. Есть и порталы, где к работам относятся внимательно и сертификат получить очень сложно. Но в любом случае, это серьезные и никому ненужные трудозатраты: к примеру, у нас проводится фестиваль или конкурс с участием нескольких тысяч человек - на каждого из участников требуется заполнить форму и выслать сертификат...

Очевидно, что проблема спровоцирована новой системой оплаты труда – от учителя требуется документальное подтверждение участия в мероприятии или тренинге для начисления ему зарплаты. Люди рады бы не просить «бумаг»,  но тогда их оклад составит 50-70% от базовой ставки.

- Как же оценивается компьютерная грамотность учителей? И можно ли ожидать, что её повысит необходимость сдать экзамен Рособнадзора?

-  Существуют специальные программы, созданные в рамках проекта по информатизации системы образования Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), программа Майкрософт «Партнерство в образовании» и многие другие. НФПК совместно с Минобрнауки проводит мониторинг уровня ИКТ-компетентности в регионах.

Экзамен на компьютерную грамотность в ряде мест (Татарстан, Чувашия) уже идет, но методика его проведения еще недостаточно отработана. На мой взгляд, он должен иметь большую дифференциацию по школьным предметам и более обучающий характер. 

Надо уделять внимание и методике использования ИКТ, активнее применять формат, где педагоги демонстрируют опыт совместной деятельности в Интернете. Дифференцировать экзамен можно и в соответствии с реальными ИКТ-возможностями конкретного образовательного учреждения.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.