Андрей Петров: учебники по истории не должны пестрить трактовками

Внимание общества приковано в последнее время к историческим проблемам, встает вопрос о борьбе с фальсификацией истории. В этих условиях содержание школьного исторического образования нуждается в серьезных изменениях.

Внимание общества приковано в последнее время к историческим проблемам, встает вопрос о борьбе с фальсификацией истории. В этих условиях содержание школьного исторического образования нуждается в серьезных изменениях. Какими  должны быть сегодня учебники истории и как надо преподавать историю в школе – в интервью РИА Новости рассуждает заместитель академика-секретаря отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров.

- Андрей Евгеньевич, насколько справедливы упреки в том, что учебников по истории для школы сейчас слишком много?

- В большинстве своем так говорят люди, которые не очень знакомы со школьным образованием. Для начала стоит учесть, что курс истории начинается в 5-м и заканчивается в 11-м классе, то есть получается уже 7-8 учебников, в зависимости от издания. Также стоит учесть учебники для профильных школ и гимназий, материал в которых изложен более развернуто. Для обеспечения вариативности должно быть около трех-четырех разных наборов учебников по истории для 5-11-х классов, и потому на самом деле их не так уж и много.

Каждый год Минобрнауки России утверждает перечень рекомендованных и допущенных к использованию в преподавании пособий, и в нём содержится от 70 до 90 учебников по истории. Если разобраться детально, то это десяток или дюжина так называемых «линеек» учебников одного авторского коллектива для 5-11 классов, имеющих, как правило, ещё и развернутое научно-методическое обеспечение.

Тревога должна быть вызвана не количеством учебников, а разобщенностью тех позиций, с которых они написаны. Допустим, в одной из «линеек» учебников разные исторические периоды описаны с разных позиций. События середины и конца 19 века написаны почти с марксистский позиций, а период империализма подан в весьма сентиментальном ключе: императоры с гордыми бакенбардами, офицеры в белых кителях...На мой взгляд, школьное историческое образование должно в первую очередь заложить основы, рассказать об основных военных и культурных событиях, дать понятие о линии времени, а не пестрить различными трактовками исторических событий.

- Что необходимо изменить в учебниках по истории, и должны ли эти изменения коснуться их содержания?

- Содержание надо обновлять. Слишком много информации во времена СССР было засекречено, и из-за этого теперь страдает имидж страны. Многие данные в учебниках в связи с этим устарели и нуждаются в корректировке. Памятного скандала, связанного с голодомором на Украине, можно было бы избежать, если бы вовремя рассекретили документы, которые ясно показывают, что никакого геноцида украинского народа не было.

Помимо этого, уже давно идут разговоры о том, что школьная история больше похожа на историю войн и конфликтов. Загляните в любой учебник истории: описание войн всегда занимает в них места больше, нежели рассказы о мирной жизни, о культуре народов. С одной стороны, такой подход понятен, ведь любая война, как правило, заканчивается изменением границ, исчезновением или возникновением государств. Но долгие годы мирного сосуществования не менее важны для истории.

Кроме того, сейчас история России, в том виде как она подана в школьных учебниках, – это, по большей части, история Северо-Западного и Центрального федеральных округов.

Только в отдельные периоды школьники вместе с авторами учебников «доходят» до Урала, а о Сибири дети узнают в лишь в связи с походами Ермака. Необходимо учитывать, что целый ряд могущественных государств древности сформировались еще до появления Киевской Руси, к примеру, Волжская Булгария и Хазария. Сейчас их территории – это часть нашей страны, и не знать о них – значит не знать собственной истории.

- Как повлияла на содержание школьного исторического образования деидеологизация истории, начавшаяся в 90-е годы?

- Если на развитие науки деидеологизация повлияла позитивно – начался поиск новых методов исследования, произошла настоящая архивная революция, открывшая целые массивы документов, – то в школе она дезориентировала преподавание истории. Сегодня на уроках преподается почти столько же версий истории, сколько у нас учителей истории. В этом плане учебники все же мало влияют на преподавание, очень многое зависит от позиции конкретного учителя, который может интерпретировать все события тем или иным образом.

Также у школьников отсутствует понятие о семейной истории. На Западе, к примеру,  многие знают свою родословную на много веков, а у нас даже не все смогут назвать имена своих прадедов  Более 80% опрошенных ребят не знают имен и отчеств всех своих прадедов, около 30% не могут назвать имен и отчеств ни одного из своих прадедов, а 40% не имеют понятия о том, когда был основан их родной город или поселок.

Необходимо восстановить связь истории семьи с историей страны  – и мира, – которая была нарушена революциями, репрессиями и войнами. Тогда ученикам будет легче понимать историю, поскольку события национальной и мировой истории будут непосредственно соотноситься с их семейной памятью.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.