Учить создавать инновации надо с детского сада – Егудин

Россия от создания отдельных инновационных центров переходит к политике формирования спроса на инновации. О том, что может сделать школа для формирования инновационного мышления, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра естествознания издательства "Просвещение" Вадим Егудин.

Россия от создания отдельных инновационных центров переходит к политике формирования спроса на инновации. О том, что может сделать школа для формирования инновационного мышления, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра естествознания издательства «Просвещение» Вадим Егудин.

- Вадим Ильич, что такое инновация?

- Это новый товар или новая услуга, часто созданные на основе нового знания, причем товар должен быть произведен, а услуга оказана при привлечении инвестиций, реализация которых коммерчески выгодна. Само по себе изобретение или открытие, даже самое революционное, не является инновацией до тех пор, пока не принесло прибыль. А инноватором считается человек, сумевший организовать технологический процесс для превращения идеи в коммерческий продукт.

- Не рано ли детям изучать инновационную деятельность и инновации вообще?

- Нет, не рано. Поскольку мы хотим построить экономику, основанную на знаниях, необходимо создавать условия для воспитания энергичных, активных, инновационно мыслящих людей. В идеале можно начинать с детского сада или с младшей школы.

Формы освоения инновационной деятельности, конечно, должны соответствовать возрасту. Например, в детском саду ребята изготавливают из бумаги конвертики. У кого-то получился конвертик необычной формы, с оригинальным способом закрывания-открывания и т.п. Почему бы не объяснить ребенку, что, создавая нечто более удобное, универсальное или красивое, он может принести пользу своим близким, друзьям, детскому саду или школе и заработать вознаграждение? Но, конечно, воспитывать прагматизм надо в разумных пределах.

В основной и старшей школе ребенку необходимо объяснять, зачем ему нужно знание об инновационной деятельности, зачем вообще нужно учиться. Важны примеры общепризнанных инноваторов – людей из разных времен, добившихся успеха, изменивших и изменяющих нашу жизнь своей деятельностью, внедряющих новые средства связи, передвижения, новые лекарства, новые методы освоения знаний. Ознакомление школьников с инновациями поможет решить проблему профориентации.

- Какие предметы могут стать основой для обучения инновациям?

- В первую очередь, предметы естественнонаучного цикла, причем речь идет именно о комплексе предметов. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких наук. Нельзя сказать, что какие-то из них принадлежат только физике, химии или биологии. Например, для создания нового лекарства химик синтезирует материалы, физик конструирует приборы, медик тестирует получившийся препарат и выявляет различные аспекты его действия, возможные побочные эффекты.

Гуманитарные науки также важны. Без знания законов человек не сможет защитить свое изобретение и внедрить его в производство. Приходится признать, что далеко не всегда изобретатель получает прибыль от внедрения своего изобретения - часто она достается кому-то еще. Вообще же инновационное мышление можно развивать в любой сфере: на уроках изобразительного искусства, технологии, ведь даже новое кулинарное блюдо может быть инновацией.

- В какой форме в школе может быть организовано такое обучение?

- На мой взгляд, есть два пути.

Первый – это внедрение темы инноваций в основной образовательный процесс, рассказ об инновационных продуктах и технологиях на соответствующих уроках, проведение практикумов. Это лишний раз поможет связать школьное обучение с реальной жизнью.

Второй путь – внеурочная деятельность. Могут быть организованы курсы по выбору, кружки технического творчества. Занятия могут проводиться и в стенах школы, и в учреждениях дополнительного образования, где есть необходимая база. Конечно, нужны дополнительные пособия для занятий во внеурочное время, популярная литература, мотивирующая молодых людей к инновационной деятельности.

- Смогут ли учителя справиться с такой задачей? И есть ли соответствующие пособия?

- Поначалу будет трудно, но надо с чего-то начинать. Возможно, будут организованы отдельные занятия на курсах повышения квалификации. Учителя должны быть ближе к жизни, им будут полезны встречи с людьми, занимающимися бизнесом и высокими технологиями. Ведь почти в любом городе России есть конструкторские бюро, исследовательские организации, коммерческие предприятия, где можно познакомиться с инновациями.

Недавно было издано первое учебное пособие для старшеклассников, посвященное инновациям, - «Живая инновация. Мышление XXI века». Его автор – научный обозреватель газеты «Известия» Сергей Лесков – сумел рассказать об инновациях очень популярно и доступно. Книга уже обсуждалась на семинарах для учителей в нескольких регионах.

Мы планируем выпустить целую серию книг «Школа инноваций», в которую войдут и методические пособия для учителей. Каждая из книг будет посвящена отдельной теме - биотехнологии, рациональное природопользование, нанотехнологии, технологии в области информационных и телекоммуникационных систем. Некоторые из этих тем совпадают с направлениями, которые были обозначены руководством страны в программах развития России.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.