Андрей Иоффе: школьное обществознание должно стать более практическим

Преподавание обществознания в российских школах нуждается в изменениях. На чем следует сосредоточиться в формировании представлений детей об обществе, в интервью РИА Новости говорит кандидат исторических наук, автор учебников по обществознанию Андрей Иоффе.

Преподавание обществознания в российских школах нуждается в изменениях. На чем следует сосредоточиться в формировании представлений детей об обществе, в интервью РИА Новости говорит кандидат исторических наук, автор учебников по обществознанию Андрей Иоффе.

- Андрей Наумович, школьное обществознание в его нынешнем виде представляет собой конгломерат сведений из разных гуманитарных сфер. На чем необходимо делать акцент в преподавании предмета?

- В педагогическом сообществе нет на этот счет единого мнения. Неоспоримо одно – предмет должен формировать научное представление о мире на основе социологии, политологии, культурологии, философии и других дисциплин. Причем многие полагают, что ряд наук обойден, хотя, если учитывать их все, наберется более сотни.

На мой взгляд, необходимо сделать акцент на гражданской составляющей в этом предмете. И уходить от обсуждения спорных философских вопросов, по которым нет и не может быть общей для всех точки зрения, переходить к обсуждению вопросов, более связанных с жизнью. В методическом плане важно перейти от господствующего сегодня лекционно-монологического подхода к вовлечению ребят в дискуссию.

- Достаточно ли времени на уроках, чтобы охватить сразу столько наук в одном предмете?

- Нет, конечно. Действующий образовательный стандарт, а если говорить точнее, обязательный минимум знаний по обществознанию задает очень большой объем знаний, на который должен ориентироваться учитель. Времени на уроках хватает только на объяснение нового материала, без его обсуждения и закрепления. Курс настолько сложен, что и литература по предмету не всегда понятна детям, плюс там отсутствуют вопросы для обсуждения и активного отклика школьников. С учетом этих обстоятельств разрабатываются новые учебники по обществознанию для 5 – 11 классов (сейчас предмет преподается с 6 класса).

- Какими должны быть новые подходы в преподавании обществознания?

- Для 5-7 класса можно сделать акцент на рассмотрении практических аспектов взаимодействия человека с окружающими людьми и жизни в обществе в целом.

В 8-9 классах курс обществознания может быть продолжен с подзаголовком «Основы гражданского общества», где будет рассказываться о взаимодействии бизнеса, государства и третьего сектора: политических партий и неправительственных организаций – школьники узнают о взаимодействии различных институтов внутри общества.

В 10-11 классах, на мой взгляд, следует обсуждать события, происходящие в современном глобальном мире и особый акцент сделать на теме противостояния манипулированию. Необходимо помочь школьникам противодействовать влиянию огромного моря информации, учить их вырабатывать собственное мнение. Для этого они должны знать приемы, которые обычно используются при манипулировании.

- Вы предлагаете ввести обществознание с 5 класса, но смогут ли дети понять такой сложный предмет? Как его надо преподавать в этом случае?

- Если правильно организовать образовательный процесс, проблем с пониманием у детей не возникнет. Во-первых, надо избегать обилия сложных и наукообразных терминов. Это для нас, взрослых, привычны такие понятия, как политика, государственное устройство, правовая система, законодательство и другие. Детям они не понятны. Отсюда вытекает вторая важная особенность преподавания – наглядность. Каждое новое понятие должно объясняться не посредством сложного текста большого объема, а сжато и с иллюстрациями - картинами, рисункам или фото. Причем иллюстрации должны быть не просто сопровождением к тексту, к ним должны прилагаться вопросы и задания. В-третьих, надо привносить в обучение элементы игры, это не даст детям скучать и пробудит в них интерес к предмету.

- А какими должны быть изменения в методике преподавания для средней и старшей школы?

- Необходимо уделять больше внимания проектной деятельности – давать детям больше самостоятельности. Уже 10 лет в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России», проводимой под эгидой Минобрнауки, ребята по всей стране принимают участие в социальной работе - в посильном для себя разрешении некоторых жизненных проблем. Удивительно, но школьникам удается вносить такие изменения в окружающую нас повседневность, которые и многих взрослых людей удивляют и поражают. Например, в ходе реализации одного из проектов дети увидели, что конечная остановка автобуса расположена слишком далеко от деревни, и жителям приходится идти еще несколько километров, часто с тяжелыми сумками. Школьники обсудили вопрос с транспортной компанией и обратились в местную администрацию. В итоге им удалось добиться переноса автобусной остановки. И это всего лишь один пример из множества дел, в которых принимают участие дети. Проекты, победившие на региональном уровне, могут участвовать во всероссийском этапе конкурса, победители которого (а это около 60 команд) ежегодно приглашаются на одну смену в детский лагерь «Орленок».

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.