Агония инноватора: почему Илон Маск массово увольняет людей из Tesla

© РИА Новости / Tesla MotorsПерейти в фотобанкИнженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск на презентации новинок автомобильного подразделения компании Tesla Motors. 17 ноября 2017Инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск на презентации новинок автомобильного подразделения компании Tesla Motors. 17 ноября 2017

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости, Наталья Дембинская. Банкротства Tesla ждут уже к концу года. Чтобы удержать компанию на плаву, Илон Маск пошел на радикальные меры: объявил о сокращении сразу четырех тысяч сотрудников — это девять процентов всего персонала. Такое "трудное", по его словам, решение, позволит сократить издержки и сохранить рентабельность. Между тем кресло уже горит и под самим гендиректором. В июне акционеры едва не уволили его с поста председателя совета директоров, но дали ему еще три месяца для достижения прибыли. Справится ли проблемный автопроизводитель с этой задачей и почему Маск не хочет отвечать на вопросы о деньгах — в материале РИА Новости.

Предприниматель и основатель SpaceX Илон Маск
Ни машин, ни денег: Tesla вплотную подошла к банкротству

В шаге от увольнения

На ежегодном собрании директоров Tesla обстановка была напряженной: первый квартал (впрочем, как и все предыдущие) Tesla завершила с убытками — 710 миллионов долларов. Близится окончание второго, и чудес в финотчете не предвидится. Cерийное производство Tesla Model 3 сорвано, у компании огромные долги, и если к третьему кварталу компания не принесет хотя бы доллара прибыли, ее ждет крах. 

Акционеры уже не знают, как заставить Маска заняться делами. В начале года его оставили без зарплаты, напрямую увязав персональное вознаграждение с успехами Tesla.

Теперь же один из владельцев пакета акций предложил: Маска снять с должности председателя совета директоров — это мешает ему cосредоточиться. Вместо решения производственных проблем гендиректор Tesla cлишком много времени тратит на "бои в Twitter".

© AP Photo / Mark LennihanИнженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск
Инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск

Как отмечает The Washington Post, "голос Маска дрожал", когда после голосования акционеры все-таки пока оставили его на посту. "Последние несколько месяцев были для нас сущим адом, но мы обязательно выкарабкаемся", — пообещал он.

Производство сорвано

Со дня основания Tesla, выпускающая дорогие спортивные электрокары, не зарабатывала ни цента, но инвесторов это не пугало.

Долгожданную прибыль должен был принести ориентированный на массовый рынок Tesla Model 3 стоимостью 35 тысяч долларов. В серийное производство его запустили в июле 2017-го. 

Tesla Model 3, наиболее доступный из всех "автомобилей будущего", оказался самой горячо ожидаемой новинкой в истории автомобильной промышленности. За полгода до включения конвейера модель собрала почти полмиллиона предзаказов — желающие ее приобрести оплатили возвратные депозиты в тысячу долларов, очередь растянулась на полтора года.

© AP Photo / Justin PritchardАвтомобиль Tesla Motors Model 3
Автомобиль Tesla Motors Model 3

Уже к концу 2017-го на рынке ожидали 20 тысяч автомобилей Model 3. Увидев реальные финансовые и производственные показатели, инвесторы пришли в ужас: за год компания потеряла 2,2 миллиарда долларов, а с конвейера сошло лишь 360 машин. Маск объяснил, что возникли непредвиденные сложности со сборкой модулей батарей, а потом заявил: виной всему чрезмерная автоматизация, критически замедляющая процесс сборки.

Массовые сокращения

Чтобы устранить узкие места, компания несколько раз приостанавливала конвейер.

И вот Маск сообщил, что Tesla, нанявшая в 2017 году 37 тысяч человек, должна избавиться от девяти процентов рабочей силы. Это около четырех тысяч сотрудников. 

"Учитывая, что Tesla никогда не получала прибыль за почти 15 лет существования, прибыль — явно не то, что нас мотивирует", — прокомментировал он это решение в электронном письме сотрудникам и в Twitter. Но отсутствие рентабельности, подчеркнул Маск, мешает Tesla осуществить свою миссию: ускорить переход человечества на чистую энергию. 

© AP Photo / Ringo HW ChiuИнженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск
Инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор Илон Маск

По его словам, сокращения направлены на устранение дублирования функций и едва ли повлияют на производственные возможности. Маск пообещал, что большинству уволенных предложит места в розничном бизнесе Tesla. 

Для экспертов масштабное сокращение штатов неожиданностью не стало. "Понятно, что давление на Tesla огромное, от компании ждут, когда она наконец начнет зарабатывать, и Маск пытается решить проблемы, урезая расходы", — отмечает аналитик Autotrader Мишель Кребс.

Автомобиль Tesla Motors Model 3. Архивное фото
Tesla не вывезла: c чем связан провал главного инноватора современности

Машина по прожиганию денег

Опускать руки Маск не намерен, с начала года компания, в общем-то, добилась значительного прогресса: в апреле каждую неделю с конвейера сходило от двух до трех тысяч Model 3. В конце мая — уже 3500. Если довести этот показатель до пяти тысяч, то прибыль будет уже в третьем или четвертом квартале, уверяет Маск.

Но у инвесторов заканчивается терпение. Tesla сжигает деньги с космической скоростью: за первый квартал — 745 миллионов долларов.

Это вызывает сомнение в том, что компания сможет оплачивать счета, не прибегая к новым заимствованиям или к следующему раунду продажи акций, отмечают аналитики.

© РИА Новости / SpaceX FlickrПерейти в фотобанкЛичный автомобиль главы SpaceX Илона Маска красный кабриолет Tesla Roadster, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon Heavy американской компании SpaceX, с манекеном в скафандре за рулем в космическом пространстве
Личный автомобиль главы SpaceX Илона Маска красный кабриолет Tesla Roadster, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon Heavy американской компании SpaceX, с манекеном в скафандре за рулем в космическом пространстве

Привлекать финансирование Tesla все сложнее, а Маску все сложнее держать себя в руках, когда речь заходит о деньгах. "Если людей беспокоит волатильность, они, безусловно, не должны покупать наши акции", — заявил раздосадованный основатель Tesla одному из экспертов после публикации квартального отчета. И осадил двух аналитиков, спросивших его о бронировании Model 3 и потребностях Tesla в капитале. "Я не стану тратить время на ваши идиотские вопросы", — отрезал он, спровоцировав очередной обвал акций компании.

Предприниматель и основатель SpaceX Илон Маск
Комбинатор и фантазер. Как Илон Маск обманывает клиентов и инвесторов

Еще в конце апреля два крупнейших рейтинговых агентства Moody’s и S&P присвоили долговым обязательствам Tesla неинвестиционный, или "мусорный", рейтинг, охарактеризовав их как высокоспекулятивные.

В Moody’s отметили, что компании нужно как минимум четыре миллиарда долларов "для продолжения текущей деятельности, капитальных затрат и обслуживания долга". Этих денег у компании нет. Маск уверяет, что их и не потребуется: Tesla выйдет на прибыль. Скорее всего, это станет еще одним невыполненным обещанием инноватора, но на сей раз цена окажется слишком высокой. 

Экономика
Комментарии
57 пользователей оставили 85 комментариев
Тесле становится всё сложнее конкурировать с гибридными автомобилями.

Тойота приус прайм - автомобиль с гибридным двигателем, который можно подзаряжать от розетки и заправлять бензином. Стоит от 27 до 33 тысяч долларов. При росте цен на бензин спрос на такие автомобили растёт.

Надеюсь, что Лада начнёт выпускать гибридные автомобили на электричестве и газе.

При достаточно скромном увеличении цены почти любой автомобиль можно сделать гибридным. Я с нетерпением жду, когда в Российских городах по улицам поедут гибридные автобусы, троллейбусы с автономным ходом, и битопливные электробусы.
Так это уже давно было понятно, чем все это закончится.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена