Уральская индустриальная биеннале: из чего состоит новая грамотность

ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 сен — РИА Новости. Четвертая Уральская индустриальная биеннале, развернувшись в старом здании бывшего секретного Приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга, исследует "новую грамотность" и смешение индустриальных революций. Посетителям предстоит узнать, можно ли обогреть теплицу с помощью биткоинов, рассказать о сталинской пятилетке с помощью знаков и как создать звуковую карту Урала.

Города России. Тюмень. Архивное фото
В Тюменской области наладят производство модульного энергооборудования

Уральская индустриальная биеннале — это один из крупнейших региональных международных художественных проектов в России. Раз в два года она разворачивается в крупных невыставочных пространствах Екатеринбурга и городах Свердловской области. Так, первая и вторая биеннале проходили на территории типографии "Уральский рабочий", а третья впервые рассказала о гостинице "Исеть" — уникальном памятнике конструктивизма. Биеннале исследует промышленную историю региона не только как наследие, но и как актуальную практику Урала, интегрируя ее при помощи современного искусства в мировой художественный контекст.

Экспозиция основного проекта четвёртой Уральской индустриальной биеннале представлена на площади более 6,5 тысячи квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составляет 19 тысяч километров.

Секретный завод

Как рассказала куратор Анна Литовских, здание Приборостроительного завода, где разместился основной проект биеннале, несмотря на то, что находится в самом центре города, никогда не привлекало местных жителей. Изначально старое здание завода строили под библиотеку, однако в начале 1940-х сюда перевезли приборостроительный завод, и уже к началу 60-х завод построил еще одно здание, где и расположилась выставка.

Строительство международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). Архивное фото
Глава Росатома назвал преимущества термоядерного проекта ИТЭР

"Здесь было засекреченное производство, и никто из работников до конца не знал, что здесь происходит. Допустим, токари выпиливали одну деталь, и не понимали, частью какой большой машины она является. Здесь производилось военное оборудование, детали для ракет и все измерительные приборы для советских и российских самолетов", — уточнила она.

По словам куратора, позже в 90-е годы на заводе стали производить аппараты для искусственной вентиляции легких, но в двухтысячные все производство было перевезено в другой город.

Четыре революции

Куратор биеннале Жуан Рибас отметил, что в пространстве Приборостроительного завода, который был построен во время второй индустриальной революции, встречаются люди, которые пережили третью революцию и переходят в четвертую. "Именно поэтому выставка начинается фильмом Братьев Люмьер — это самый первый фильм, начало движущегося кино, в котором изображен завод, из которого выходят женщины. Идея того, что мы заходим на этот завод, делая что-то другое, свидетельствует, что способы работы изменились", — пояснил он.

Строительство международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). Архивное фото
Глава Росатома назвал преимущества термоядерного проекта ИТЭР

Темой биеннале этого года стала "Новая грамотность". Она раскрывается в трёх ключевых метафорах, на которые опирались художники при создании экспозиции: "Изображение как свидетель/Капиталистическая хореография/Сопротивляющееся слово".

Так, следуя метафоре "Капиталистическая хореография", основной проект смешивает эти революции, демонстрируя разные виды физического и интеллектуального труда через работы художников. Например, фильмы про уральских рабочих или горняков золотоносной шахты на самой высокой точке в Перу соседствуют с инсталляцией художницы Пилвы Такала, которая один месяц работала в большой консалтинговой фирме, ничего не делая, без компьютера, телефона и ручки, и засняла это на видео.

Также прямо в здании завода построили теплицу, в которой растут растения, однако тепло в ней производится за счет транзакций по биткоинам. "То есть этот виртуальный процесс делается видимым, его можно ощущать, он помогает природе расти. Это очень важно, потому что информация важна для нашей жизни, но ты не можешь ее понюхать, потрогать, только приблизиться. Например, мы называем ее облаком", — подчеркнул Рибас.

Цифра против реальности

Материальное и виртуальное постоянно конфликтуют друг с другом, что отражается в метафоре "Изображение как свидетель". В пространстве завода транслируются видео с танцем рук и людей, которые воспроизводят движения обитателей нового цифрового века — стук пальцев по клавиатуре, их движение по тачскрину. Но одновременно инсталляция Федора Телкова воспроизводит хорошо знакомую всем классную комнату с партами, на которых ученики намертво вырезали похабные слова, картинки и нелицеприятные комментарии в сторону учителя.

Столица Судана Хартум. Архивное фото
Судан призвал компании из России помочь развитию добывающей промышленности

Как пояснил Рибас, этот проект отражает мысль, что, несмотря на цифровую революцию, слово и изображение все еще существуют рядом с нами и стереть их не так просто, как фотографию с телефона. Также несколько проектов биеннале посвящены тому, как изображения могут стать свидетелями того или иного события и стать легальным доказательством того или иного факта.

В то же время, раскрывая метафору "Сопротивляющееся слово", биеннале демонстрирует, как наш язык постепенно адаптировался под новые требования времени. Причем это началось гораздо раньше цифровой революции. Это ярко демонстрирует проект Отто Нейрата, который еще в первой половине 20-го века озадачился проблемой того, как донести какую-то важную информацию для тех, кто не умеет читать, с помощью знаков. Его работы можно назвать предтечей эмодзи. "Очень интересно, что его приглашали приехать в Советский Союз в 30-е годы, чтобы объяснить пятилетку в картинке для безграмотных людей. Именно это мы здесь и демонстрируем", — отметил куратор.

Соль, графит и уголь

Одновременно в проекте "Арт-резиденции", который открывает художникам и посетителям двери в закрытые производства и заводы региона, можно в полной мере ощутить всю суть Урала. Так, в одной из комнат можно собрать свой звуковой ландшафт региона, включая те или иные звуки — от щебета птиц до работы заводских машин — на специальном приборе. Другое помещение наподобие песочницы засыпано розовой солью.

Президент РФ Владимир Путин во время посещения дальневосточного судостроительного комплекса Звезда. 8 сентября 2017
Россия ограничит закупку судов и авиатехники за рубежом

"С соли начинался Урал, и она стоит у наших истоков. Эта калийная соль сейчас достается из шахты, которая раньше была Пермским морем, так что там до сих пор можно увидеть ископаемые и ракушки. Я это видела своими глазами", — рассказала куратор Евгения Чайка.

Другим источником вдохновения для художников стала медь и детали, похожие на волны, которые производились на одном из уральских заводов. Как рассказал создатель инсталляции "About the heaviest wave" Руди Десельер, когда он увидел эти детали, ему пришла в голову идея повесить их на длинные медные проволоки, которые бы резонировали и создавали бы необычную мелодию.

Еще одно наследие Урала — древесный уголь, которым топили заводы и на производство которого ушли уральские леса. С помощью него созданы граффити в одном из помещений, а художница Татьяна Ахметгалиева для своих рисунков использовала другой важный для региона материал — графит.

"На Урале находится крупнейшее в России месторождение графита. И в этой инсталляции сюжеты взяты из посещения художницей предприятия по переработке графита, а рисунки выполнены карандашом, сделанного уральского графита", — пояснила куратор.

Экономика
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Столько пиара... Где зарплаты рабочих и инженеров? Хотя, это неважно... Главное-преподнести димону...
"токари выпиливали" - да-а-а, с такими знаниями только и рассказывать современникам об истории промышленного Урала и заниматься популяризацией современного промышленного производства...
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена