Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Россию прибыли овощи и фрукты из Сирии. Около трех тысяч тонн апельсинов, лимонов, грейпфрутов, томатов и капусты доставлены в Новороссийский морской порт. Это не первая партия сирийских продуктов, поступивших в Россию за последнее время, в декабре 2015 года в Новороссийске уже разгрузили 800 тонн сирийских апельсинов, мандаринов и лимонов.
Может ли раздираемая разрушительной гражданской войной Сирия стать постоянным поставщиком фруктов и овощей в Россию? Эксперты расходятся во мнениях.
Политика или все же экономика?
"Такие поставки — это неэффективно, потому что далеко, и это ненадежно, потому что в стране идет война. Что касается самой Сирии, то у нее сейчас совсем другие проблемы, и помощь ей нужна сейчас абсолютно в другом", — считает вице-президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый.
"Среди объектов географической диверсификации российского импорта вполне может фигурировать и Сирия. Однако экономическая эффективность, я думаю, будет не слишком большая, учитывая, что хозяйство страны находится не в самом лучшем состоянии, потому о каких-то стабильных и массовых поставках говорить сейчас вряд ли возможно", — соглашается заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталия Ульченко.
"Поставки сирийской сельскохозяйственной продукции в Россию могут стать совершенно нормальным экономическим решением. Во-первых, России нужны свежие овощи и фрукты, рынок продовольствия у нас очень емкий. Во-вторых, из Сирии в Россию сейчас очень много попутных рейсов — военно-транспортная и гражданская авиация, морские корабли и суда доставляют туда большие объемы разных грузов, как военных, так и гуманитарных, обратно возвращаются пустыми. Так что доставка сирийских фруктов и овощей может быть недорогой", — утверждает доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов.
В Сирии хорошие фрукты и овощи, поскольку там много солнца и есть вода. Российский рынок плодоовощной продукции очень емкий, а для Сирии сейчас это, наверное, единственный внешний рынок сбыта. Получается, что такая торговля может быть выгодна обеим сторонам, объясняет экономист.
"Впору подумать о большем"
С тем, что поставлять сельхозпродукцию из Сирии в Россию выгодно, в том числе с точки зрения логистики, согласен еще один эксперт — директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
"В районах, освобожденных от ИГ (террористическая организация, запрещенная в России), сейчас налаживается мирная жизнь, потихоньку возрождается традиционное для этих мест сельское хозяйство. В Латакии, например, большие плантации цитрусовых, причем дающие продукцию очень высокого качества. А рядом — морские порты, что решает вопрос транспортировки", — объясняет ситуацию Семен Багдасаров.
"Я бы подумал и о большем. Например, о том, что на севере Сирии, в долине реки Ефрат, где сейчас установилась власть курдов, во все времена выращивался большой урожай оливок, фруктов и овощей. Конечно, там труднее будет налаживать логистику, но подумать об этом стоило бы", — говорит он.
Россия приложила и продолжает прикладывать максимум усилий к тому, чтобы ситуация в Сирии стабилизировалась и наступил мир. Покупать у САР овощи и фрукты — значит, лишний раз продемонстрировать уверенность в мирном сирийском процессе, убежден аналитик.
Потребитель, покупающий непосредственно в российском магазине сирийские овощи и фрукты, не может не думать и о том, что прибыли они из страны, где полыхает война, где рвутся бомбы и летают ракеты. Иными словами, о том, не могут ли аппетитные апельсины нести на себе следы этой войны, оказаться зараженными какими-то вредными для здоровья веществами.
Игорь Абакумов уверен, что такого рода опасения безосновательны. Во-первых, боевые действия шли и идут в основном вблизи городов и крупных населенных пунктов, сельскохозяйственные плантации, как правило, оказываются в стороне. Во-вторых, система контроля ввозимого в страну продовольствия, которую осуществляют Россельхознадзор, Роспотребнадзор, санитарные службы, сегодня такова, что практически полностью исключает попадание на прилавки вредных сельхозпродуктов, подчеркивает эксперт.