ТОКИО, 18 ноя — РИА Новости, Иван Захарченко. Северная Корея в условиях действия международных санкций и нажима со стороны США представила в среду новый амбициозный план развития специальной торгово-экономической зоны (ТЭЗ) на стыке границ с Китаем и Россией, в окрестных районах порта Наджин (северокорейское произношение — Раджин) и города Сонбон.
Сокращенно по первым слогам от названий этих городов зону, заложенную еще в 1993 году, называют Расонской ТЭЗ.
Географическое расположение Расонской ТЭЗ предполагает участие в ней бизнесменов Китая и дальневосточного региона России.
Льготы и гарантии
Северная Корея объявила, что приняла около полусотни различных законов и положений, касающихся инвестиций в Расонской ТЭЗ, чтобы привлечь внимание иностранных компаний. Они предусматривают неограниченную прибыть и возможность перевода её за пределы КНДР, гарантии свободы самоуправления предприятиями, гарантии дискреционных полномочий компаний-резидентов относительно собственности и продажи предприятий.
В зоне Наджин-Сонбон введены налоги с оборота, на доходы предприятий, на личный доход, на собственность, на наследование, а также местный налог. Процент подоходного налога предприятия в ТЭЗ — 14% отчетной прибыли. Процент подоходного налога предприятия в отрасли специального поощрения — 10% отчетной прибыли.
Компании, занятые в производственном секторе на срок более 10 лет, освобождаются от налога на доходы на три года и в последующие два года этот налог также сокращается на 50%.
Ставка на успех
Агентство Рёнхап приводит мнение южнокорейских экспертов о том, что условия для иностранных компаний в Расонской ТЭЗ говорят о том, что в этом районе КНДР создается свободная международная экономическая зона по "гонконгской модели", и от успеха этой затеи будет зависеть перспектива того, пойдет ли КНДР по пути открытой политики и создания новых свободных зон на её территории.
"В случае с Расонской ТЭЗ Северная Корея, видимо, собирается построить забор и создать за ним открытый торговый город по типу Гонконга или Сингапура", — приводит агентство слова эксперта из Промышленного банка Кореи (IBK) Чо Бон Хёна. По его словам, предоставление свободы самоуправления компаниям в зоне — это "чрезвычайная" мера.
Таким образом, если КНДР каким-то образом удастся развить специальную торгово-экономическую зону в районе Наджина и Сонбона, то такие же зоны будут открыты в дальнейшем в Синыйджу у северо-западного участка границы КНДР с Китаем, вокруг порта Вонсан на берегу Японского поря и других районах страны.
Однако без участия бизнеса Китая и Южной Кореи, как полагают в Сеуле, успеха в Расонской ТЭЗ достичь нелегко. Если КНДР будет продолжать ракетные и ядерные испытания, такого участия ожидать будет трудно из-за возможного усиления международного давления на Пхеньян, ужесточения санкций и его дальнейшей изоляции.
Сферы для инвестиций
В Расонской ТЭЗ предполагается два общих направления для инвестиций — на развитие производственного сектора и туризма в этом прибрежном уголке на северо-востоке КНДР по соседству с российским Приморьем. В промзоне предполагаются инвестиции в пределах девяти миллиардов 216 миллионов 930 тысяч долларов. На развитие туризма потребуется шесть миллиардов 263 миллиона 750 тысяч долларов.
Прежде всего, планируется строительство технопарка "Пэкхак" площадью 22 квадратных километра в уезде Сонбон, в поселке Пэкханни. В этом технопарке будут размещены, в частности, предприятия по производству оборудования для легкой промышленности, заводы стройматериалов, сталелитейные предприятия.
Всего планируется создать девять таких технопарков, в том числе Унсанскую зону развития площадью 4,37 квадратных километра, которая объединит в себе деревообрабатывающие фабрики, в том числе по производству стройматериалов и мебели.
Финансовые и коммерческие услуги в Расонской зоне планируется развивать в районе международной торговли в Анджу площадью три квадратных километра.
Производство компьютеров, телевизоров и бытовой электроники, а также предприятия по переработке сельхозпродукции будут сосредоточены в зоне развития Курёнпхён площадью около двух квадратных километров, а органически чистое сельхозпроизводство будет налажено в зоне развития в Кульпхо.
Южнокорейское агентство также упоминает проекты строительства Анхва-Тонмёнского района развития, Синхынскую зону легкой промышленности, Квангокскую промзону и Туманганский район развития.
Также в порте Наджин (Раджин) и прилегающих районах на площади восемь квадратных километров планируется построить новые портовые мощности, однако сумма инвестиций в эту часть проекта пока не определена, как отмечает Рёнхап.
В зоне будут создаваться десять туристических районов. Около 2,5 миллиарда долларов планируется затратить на строительство конгресс-центра в Синхэ, где предполагается проводить международные встречи и конференции. Помимо этого будет строиться зоопарк на площади шесть квадратных километров и несколько зон отдыха и спорта для туристов.
Опыт прошлого в планах на будущее
Специальная торгово-экономическая зона вокруг городов Наджин и Сонбон в КНДР была учреждена еще в 1993 году, однако первоначальным планам превратить её в процветающий край сбыться не удалось. Теперь северокорейское руководство делает новую попытку, делая ставку на открытость и свободу предпринимательства.
Вероятно, этому сопутствовал успех работы южнокорейской индустриальной зоны близ города Кэсон в КНДР, где около 120 предприятий среднего и малого бизнеса из Южной Кореи с 2004 года используют дешевую но квалифицированную рабочую силу северных корейцев для производства своей продукции.
Примечательно, что Расонский район КНДР соприкасается в Дальним Востоком России, где также сейчас создаются зоны опережающего развития и реализуется проект Свободного порта Владивосток.
В сентябре этого года во Владивостоке состоялся Восточный экономический форум, в котором принимала участие представительная делегация КНДР со главе с министром внешнеэкономических связей КНДР Ли Рён Намом.
С ноября 2014 года через Расонскую зону в КНДР три южнокорейские компании — сталелитейная POSCO, судоходная Hyundai Merchant Marine Co. и государственная транспортная корпорация Korail — начали пробные поставки в Южную Корею российского угля. Третья такая партия должна быть доставлена морем китайским судами от порта Наджин к концу ноября. До Наджина уголь поставляется по железной дороге из России через приграничную станцию Хасан.