Торговые сети в розничной торговле регионов РФ

© Fotolia / Yuri Arcurs Покупатель в парфюмерном магазинеПокупатель в парфюмерном магазине
Одной из особенностей последнего времени стало бурное развитие розничной сетевой торговли в России. По данным Росстата в 2012 году доля розничных сетей в розничном товарообороте составила около 20%, против 15% в 2009 году. Подробнее о том, какое место торговые сети занимают в розничной торговле регионов РФ, читайте в материале.

Одной из особенностей последнего времени стало бурное развитие розничной сетевой торговли в России. По данным Росстата в 2012 году доля розничных сетей в розничном товарообороте составила около 20%, против 15% в 2009 году. Причем, процесс интенсивного роста сетевой торговли еще далек от завершения, так как многие регионы России по-прежнему характеризуются крайне низким развитием сетевой розничной торговли.

Среди регионов РФ многолетним лидером по развитию розничных сетей и соответственно их доле в товарообороте является северная столица — город Санкт-Петербург. В этом городе на долю торговых сетей по итогам января-августа 2013 года приходилось более 52% оборота розничной торговли. Санкт-Петербург является единственным в России регионом с долей сетей более 50%. Во всех остальных регионах это показатель не превышает 40%. Отчасти лидирующие позиции Санкт-Петербурга объясняются тем, что ряд крупнейших российских торговых сетей были основаны именно в этом городе.

Интересным представляется также тот факт, что из ТОП-10 регионов лидеров по доле розничных сетей 6 представляют Северо-Западный федеральный округ. Помимо лидирующего Петербурга высокой долей сетевой торговли характеризуются Ленинградская область — доля 38.8%, что соответствует 2-му место, Псковская область (31.8%, 5 место), Новгородская область (30.8%, 6 место), Мурманская область (30.4%, 7 место) и Ненецкий автономный округ (29.8%, 10 место). Учитывая, что уровень развития экономик этих регионов существенно различается, столь значительная доля розничных сетей в них, по мнению экспертов РИА Рейтинг, может быть связана с двумя факторами. Во-первых, данные регионы характеризуются относительно суровым климатом, то есть из-за частой плохой погоды люди предпочитают приобретать товары в одном большом магазине, который, как правило, будет сетевым, а не на рынках, в ларьках или маленьких магазинчиках. А во-вторых, в этих регионах из-за близости к Европе и удаленности от других регионов России импортных товаров относительно много. При этом в отличие от импорта из стран Азии, когда многие товары возятся маленькими партиями (челноками), и потом продаются на рынках, импорт из стран Европы осуществляется организованно крупными партиями, которые реализуются именно через торговые сети.

На третьем месте рейтинга располагается Республика Адыгея, где почти 35% оборота розничной торговли в январе-августе 2013 года приходилось на торговые сети. Причиной относительно высокой доли сетевой торговли в Республике Адыгея, по мнению экспертов РИА Рейтинг, является то, что сетевые магазины открывались не только для удовлетворения потребностей жителей республики, но и для покупателей из Краснодарского края. При этом в последнее время Краснодарский край быстро развивал у себя организованную торговлю, поэтому магазины в Адыгее потеряли часть покупателей, а рост доли торговых сетей замедлился. Причем в 2012 году доля торговых сетей в Республике Адыгея даже снизилась по сравнению с 2011 годом.

Примерно такая же ситуация как в Адыгее и Краснодарском крае сложилась в Московском регионе. Многие торговые центры с сетевыми магазинами строились в Московской области в расчете на москвичей. Поэтому Московская область в рейтинге занимает 11-е место, а Москва лишь 48-е. При этом в Московской области сохраняется потенциал дальнейшего увеличения доли торговых сетей в розничном товарообороте. В 2013 году многие рынки, которые были расположены в Московской области рядом с МКАД, были закрыты, поэтому, вероятно, что в ближайшие годы доля сетевой торговли в Московской области вырастет за счет сокращения торговли на рынках.

Среди регионов с низким уровнем развития сетевой торговли можно выделить республики Дагестан,  Ингушетия,  Саха (Якутия) и Тыва, Чеченскую Республику,  Сахалинскую область и Чукотский автономный округ, в которых розничные торговые сети обеспечивали менее  2% общего объема оборота розничной торговли. Это связано с небольшим объемом платежеспособного спроса в этих регионах, а также с тем, что логистика в них в силу различных причин очень затруднена и затратна. Это снижает привлекательность данных регионов для сетевых игроков. Помимо этих регионов еще в 9-ти доля сетевой розничной торговли составляет менее 10%. По мере развития федеральных и региональных сетей и эти регионы будут охвачены сетевой торговлей, поэтому в долгосрочной перспективе эксперты РИА Рейтинг ожидают относительно быстрое развитие данного сегмента розничной торговли.

По итогам восьми месяцев 2013 года доля сетевой торговли выросла в 69-ти регионах, а снизилась в 9-ти. Наиболее существенно доля торговых сетей в розничном товарообороте выросла в Кемеровской области. За 8 месяцев доля сетевой торговли выросла сразу на 22 процентных пункта, что позволило региону переместиться сразу на 59 мест вверх — с 68-го на 9-е. В Алтайском крае, Курганской области и Республике Марий Эл, а также в Томской области доля торговых сетей за январь-август текущего года увеличилась более чем на 6 процентных пункта.

В мировом опыте есть немало примеров благотворного влияния сетевой торговли на социально-экономические показатели стран. Например, торговые сети из-за своей высокой ценовой гибкости благоприятно влияют на инфляцию, понижая ее. В России пока явно это не прослеживается, хотя в отдельные периоды, например во время острой фазы кризиса в конце 2008 года и начале 2009 года, розничные сети сдерживали рост цен на свой ассортимент, а иногда даже синхронно снижали цены на многие потребительские товары, что сказывалось на инфляции в целом. При этом наибольший позитивный эффект для населения был в тех регионах, где доля сетей выше.

Еще одна положительная сторона развития сетей проявляется в том, что есть явная закономерность между ростом товарооборота и долей сетевой торговли в регионе. То есть чем больше доля розничных сетей в регионе, тем выше темпы роста розничной торговли, что в конечном итоге способствует развитию экономки в целом. Таким образом, уже и на примере регионов России можно увидеть, что развитие розничной торговли благоприятно сказывается на жизни населения.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, торговые сети в России продолжат свое развитие, и в ближайшие три года доля сетевой торговли по стране в целом превысит 25% розничного товарооборота. При этом по-прежнему более быстрый рост будут демонстрировать относительно развитые регионы.

Для справки. Под торговой сетью (в соответствии с п.8 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Информация Росстата по розничным торговым сетям формируется на основе их перечня, составленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также итогов проведения федерального статистического наблюдения по формам № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" и № ПМ-торг "Сведения об обороте торговли малого предприятия".

Смотрите таблицу "Доля торговых сетей в розничной торговле регионов РФ"

Экономика
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена