Канал «Евразия»: каковы риски?

Риски, связанные со строительством каналов, многообразны. Например, экономический риск состоит в том, что, в случае изменения ситуации на мировом нефтяном рынке, даже при полном мире и согласии с поставщиками грузов, Россия как транзитная страна может оказаться перед фактом снижения спроса, и в этом случае эффективность канала резко упадет. Надо иметь в виду, что казахстанская нефть не очень-то дешевая: себестоимость ее добычи с учетом транспортировки, например, до Западной Европы, плохо конкурирует с ближневосточной нефтью. Создать столь гигантское сооружение, как канал, тратиться на его поддержание и не иметь стабильного дохода от него - нерационально.

Виктор Данилов - Данильян, директор Института водных проблем РАН.

Процесс формирования евроазиатских транспортных коридоров вовлек прикаспийские государства в поиск надежных путей, связывающих Каспийское море с Мировым океаном. Все это заставило вспомнить о старой идее, предлагающей соединить Каспий с Черноморским бассейном каналом через Азовское море. Предполагается, что канал «Евразия» пройдет по бассейну Терека (вверх от Каспия) а в районе водораздела между Тереком и Кубанью повернет вниз, к Азовскому морю. Это будет пресноводный канал, заполнять который будут Терек и Кубань.  

Рассматривается и второй вариант: канал «Волго-Дон-2», в помощь действующему Волго-Донскому каналу. Проект тоже не новый, он активно прорабатывался в 80-е годы. Однако это был период активного движения против идей переброски  сибирских рек в Среднюю Азию, и строительство «Волго-Дона-2» было приостановлено. Сегодня о проекте вспомнили.

    В принципе водный транспорт является одним из самых дешевых и эффективных, но только в том случае, когда эксплуатируется естественный путь - река, море и др. Однако сооружение каналов - предприятие исключительно капиталоемкое. Невозможно прикидывать, во что обойдется «Евразия», не принимая во внимание все сопряженные обстоятельства. Деньги понадобятся не только для сооружения русла канала и шлюзовой системы, но и для каналов, доставляющих воду, а также  водохранилищ. Нельзя забыть и о косвенных потерях, к которым приведет отбор воды. И тогда получится, что самый короткий канал между морями может оказаться очень дорогим.

Главный «минус» проекта лежит на поверхности: Южный федеральный округ - регион аридный. По современным оценкам, потребность в воде на Кубани  удовлетворяется не более, чем на 60%. Уже сегодня, безо всякого канала, из-за дефицита воды встает вопрос о перестройке структуры экономики Краснодарского края. Улучшать режим использования воды, конечно, можно, однако кардинально решить проблему одной мерой не удастся. Все равно придется делать выбор в пользу наименее водоемких производств. В этой ситуации отбор воды в пользу канала - процедура очень болезненная для региона.

Что же касается Терека, то в его русле и вовсе мало воды, если исключить то, что приносит сезонный паводок. Следовательно, канал надо будет питать паводковыми водами, для чего необходимо водохранилище, которое будет заполняться весной и все остальное время разгружаться в пользу канала. Но построить такой водный объект - дело дорогостоящее.

Есть ли сегодня острая необходимость в строительстве каналов? Пока существующий грузопоток спокойно проходит по имеющимся транспортным путям, и назвать «узким местом» действующий Волго-Донской канал нельзя. Резерв мощности каспийских портов России, принимающих грузы с Востока (из Туркмении и Казахстана), не исчерпан - они загружены только на 70%.   Поскольку речь идет, в основном, о нефти и нефтепродуктах, то очевидна возможность успешной конкуренции со стороны трубопроводного транспорта, который является более эффективным и экологичным. Конечно, у канала тоже есть преимущество - по нему можно доставлять не только нефть, но и другие грузы. Однако в ближайшей перспективе, кроме энергетического сырья, ничего не просматривается. Можно, конечно, выдвигать разные идеи о новых возможностях перевозок, но все они пока экономически не обоснованы.

Риски, связанные со строительством каналов, многообразны. Например, экономический риск состоит в том, что, в случае изменения ситуации на мировом нефтяном рынке, даже при полном мире и согласии с поставщиками грузов, Россия как транзитная страна может оказаться перед фактом снижения спроса, и в этом случае эффективность канала резко упадет. Надо иметь в виду, что казахстанская нефть не очень-то дешевая: себестоимость ее добычи с учетом транспортировки, например, до Западной Европы, плохо конкурирует с ближневосточной нефтью. Создать столь гигантское сооружение, как канал, тратиться на его поддержание и не иметь стабильного дохода от него -  нерационально.

Тем не менее, главный риск, с моей точки зрения, - политический. Если отношения с центральноазиатскими соседями начнут вдруг развиваться не в позитив, а в негатив, то канал вполне может стать средством давления на Россию.

Естественно, существуют и серьезные экологические риски. Правда, в отличие от экономических и политических, они могут быть гораздо лучше просчитаны, а, следовательно - и предусмотрены меры, снижающие их. Каналы - пресноводные, с системой шлюзования, так что о морской экологии беспокоиться нет оснований. Пресная вода будет поступать в море, разбавляя соленую воду устьевых частей незначительно (сток небольшой). На морской биоте это не скажется. Негатив могут нести только техногенные загрязнения, но это вопрос эксплуатации, которая, разумеется, должна быть максимально налажена.

Волнуют, скорее, проблемы карста (растворения водами разных солей и пород), вторичного засоления почвы, заболачивания и подтопления, а также экологическая реакция водных доноров - Кубани и Терека. И тут могут скрываться всякие неожиданности. Но, повторяю, экологическая проблематика довольно хорошо трансформируется в конкретные природоохранные задачи, поэтому все риски переводятся в затраты.

В экспертной работе по вопросу о сооружении каналов надо будет задействовать несколько институтов Российской академии наук, в том числе и наш Институт водных проблем. Ученые уже подготовили обобщенное заключение. Мнения разных экспертов о рисках - политических, экономических и экологических - полностью совпали. Власти, как я полагаю, не рассматривают этот вопрос в числе первоочередных, и это дает возможность все глубоко изучить, проанализировать и принять правильное решение.

Лично я убежден, что очень важно рассмотреть альтернативный каналам вариант - сооружение трубопроводов, поскольку главный груз на этом пути все же нефть. Расширение пропускной способности транспортной сети за счет сооружения искусственной водной артерии в подобной ситуации было бы случаем беспрецедентным для практики XXI века, потому что повсюду в мире предпочитают трубопроводы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Экономика
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена