Выбросы с "Фукусимы" вызвали наследуемые мутации у японских бабочек - РИА Новости, 13.08.2012

Выбросы с "Фукусимы" вызвали наследуемые мутации у японских бабочек

Японские ученые выяснили, что выброс радионуклидов во время прошлогодней аварии на АЭС "Фукусима-1" привел к появлению у японских бабочек-голубянок серьезных мутаций, степень тяжести и очевидность которых неуклонно увеличивалась от поколения к поколению на протяжении лета и осени 2011 года.

МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Японские ученые выяснили, что выброс радионуклидов во время прошлогодней аварии на АЭС "Фукусима-1" привел к появлению у японских бабочек-голубянок серьезных мутаций, степень тяжести и очевидность которых неуклонно увеличивалась от поколения к поколению на протяжении лета и осени 2011 года, говорится в статье, опубликованной в Scientific Reports.

Авария на АЭС "Фукусима-1" произошла после мощнейшего землетрясения на северо-востоке Японии 11 марта 2011 года. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла 14-метровая волна цунами, которая затопила четыре из шести энергоблоков АЭС и вывела из строя систему охлаждения реакторов, что привело к серии взрывов водорода и расплавлению активной зоны, в результате чего в атмосферу и океан попали радиоактивные вещества.

Группа ученых под руководством Дзедзи Отаки (Joji Otaki) из Университета Рюкю в префектуре Окинава изучила последствия выброса радиоактивных веществ в атмосферу, наблюдая за здоровьем нескольких популяций бабочек-голубянок вида Zizeeria maha. Как объясняют ученые, эти бабочки широко распространены в Японии и они являются хорошим индикатором окружающей среды, так как окраска их крыльев меняется при ухудшении экологии.

На момент катастрофы, в марте 2011 года, гусеницы этих бабочек зимовали в почве. По мере пробуждения насекомые подвергались не только внешнему, но и внутреннему облучению, поскольку они поедали листья, на которых осаждались радионуклиды с "Фукусимы-1".

Отаки и его коллеги собрали в мае 2011 года 144 взрослых бабочки на территории десяти префектур, расположенных в разных частях Японии и оценили их состояние. В целом эти бабочки не страдали от поведенческих и физических аномалий.

Тем не менее, экологи нашли у них несколько мелких мутаций - у нового поколения голубянок была "неправильная" окраска и длина передних крыльев у самцов была чуть меньше нормы. Отдельные насекомые страдали от более серьезных мутаций - "вмятин" на глазах, а также неправильной формы крыльев или рта.

Биологи отобрали нескольких самок, пойманных в окрестностях "Фукусимы", заставили их отложить яйца и проследили за судьбой их потомства в лаборатории на Окинаве, в 1700 километрах от места инцидента. На этот раз число мутаций несколько увеличилось, как и повысилась смертность - около 18% насекомых умирали, не доживая до следующей стадии развития.

Затем ученые проверили, наследуются ли серьезные мутации при скрещивании со здоровыми особями. Они отобрали 10 самок из числа выращенных ранее и посадили их в клетку с обычными самцами. В 30% случаев самки были неспособны отложить здоровые яйца - из их кладок до взрослого состояния дожило лишь одна или две личинки.

Тем не менее, семь других самок оказались более успешными и оставили за собой десятки взрослых потомков. На этот раз доля мутировавших особей заметно подскочила - каждая третья особь страдала от физических аномалий. Более того, этот эксперимент показал, что все мутации из первого поколения подопечных Отаки и его коллег были наследуемыми - они передавались от родителей к потомству.

В сентябре и октябре 2011 года радиологи провели повторный эксперимент, поймав и изучив таким же образом новую порцию бабочек. Опасения ученых подтвердились - серьезные мутации продолжали встречаться среди насекомых, и их число увеличилось в два раза по сравнению с данными наблюдений в мае.

Таким образом, Отаки и его коллегам удалось показать, что выбросы радионуклидов с "Фукусимы-1" негативно повлияли на здоровье бабочек на территории Японии. Авторы статьи полагают, что их выводы помогут оценить опасность для здоровья людей и других видов животных, обитающих в окрестностях аварийной АЭС.