Грибок-копрофаг подтвердил вину людей в вымирании мегафауны Австралии - РИА Новости, 23.03.2012

Грибок-копрофаг подтвердил вину людей в вымирании мегафауны Австралии

© Science/ AAAS Сумчатые "бегемоты"-дипротодоны
 Сумчатые бегемоты-дипротодоны

МОСКВА, 23 мар - РИА Новости. Окаменелые споры грибка-копрофага помогли ученым доказать, что интенсивная охота предков современных австралийских аборигенов на крупных животных была единственной причиной вымирания мегафауны южного континента, заявляют австралийские ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

В последние десятилетия палеонтологи ведут ожесточенные дискуссии по поводу того, насколько повлияло расселение человечества на вымирание гигантских травоядных и хищных млекопитающих на территории Азии, Северной и Южной Америки, а также Австралии. Решающая роль человека в вымирании крупных животных на этих континентах неоднократно доказывалась и опровергалась новыми свидетельствами в пользу той или иной гипотезы, однако к общему выводу ученые так и не пришли.

"Вещие" грибки

Группа палеонтологов под руководством Кристофера Джонсона (Christopher Johnson) из университета Тасмании в городе Хобарт (Австралия) привела новые доказательства в пользу вины аборигенов в вымирании австралийских гигантских сумчатых, проследив за распространенностью спор грибка Sporormiella в отложениях позднего плейстоцена, сформировавшихся от 130 до 3 тысяч лет назад.

Основной средой обитания и источником пропитания для этого микроорганизма служат "лепешки" крупных жвачных животных. Споры этих грибков попадают в фекалии растительноядных млекопитающих, когда те съедают споры вместе с листьями растений. Сами грибки не способны размножаться и выделять споры вне фекалий жвачных животных. Это означает, что численность Sporormiella напрямую зависит от состояния локальной популяции травоядных млекопитающих.

Джонсон и его коллеги провели раскопки в так называемом кратере Линча в северо-восточной части Австралии. В позднем плейстоцене в этой местности существовало пресноводное озеро или болото, на дне которого скапливались споры и другие виды органических осадков.

Авторы статьи извлекли два образца пород из кратера и проследили за изменением числа спор в различные временные отрезки. Кроме того, параллельно ученые отслеживали количество частиц сажи, большая концентрация которых указывает на высокую частоту пожаров.

По словам палеонтологов, споры Sporormiella встречались в большом количестве в отложениях озера с начала исследуемого периода, 130 тысяч лет назад, и резко пропали через 89 тысяч лет, приблизительно 41 тысячу лет назад. Примерно в эту эпоху из австралийских горных пород исчезают останки крупных травоядных животных.

Первые жертвы браконьерства

Исчезновение спор грибка-копрофага сопровождалось быстрым исчезновением видов растений, характерных для тропических лесов, и их заменой различными травами и быстрорастущими кустарниками. Кроме того, с этого момента времени начинает расти количество частиц сажи и пепла, что говорит о учащении степных и лесных пожаров. По расчетам ученых, численность спор снизилась до минимальных значений всего за 100 лет, после чего новые виды растительности вытеснили старые за 300-400 лет.

Как утверждают ученые, такой сдвиг в видовом составе растительности и рост числа пожаров нельзя объяснить климатическими факторами. В частности, количество спор не менялось в известные эпизоды засухи в предыдущие тысячелетия, до их исчезновения.

Джонсон и его коллеги полагают, что резкое исчезновение спор и участившиеся пожары можно объяснить только тем, что в это время на территорию Австралии проникли первые люди. Они быстро уничтожили наиболее крупных и медленных жвачных животных, которые размножаются очень медленно. Их отсутствие стало причиной лесных пожаров, так как другие травоядные млекопитающие не справлялись с накапливающейся сухой растительностью.

Таким образом, человек был решающей, и вполне возможно, единственной причиной исчезновения мегафауны Австралии. Вымирание крупных травоядных животных привело к перестройке экосистемы континента и появлению феномена лесных пожаров, от которых ежегодно гибнут десятки и сотни жителей материка.