Ученые нашли у морских червей структуры мозга, похожие на человеческие

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Морские черви Platynereis dumerilii обладают особой областью мозга, которая оказалась родственной коре головного мозга у человека и других позвоночных - данный факт существенно меняет представления ученых об эволюции этой важной структуры.

МОСКВА, 3 сен - РИА Новости. Морские черви Platynereis dumerilii обладают особой областью мозга, которая оказалась родственной коре головного мозга у человека и других позвоночных - данный факт существенно меняет представления ученых об эволюции этой важной структуры, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Cell.

Кора больших полушарий - структура мозга, которая играет очень важную роль в высшей нервной деятельности: она регулирует множество различных процессов психики. История ее возникновения была не до конца ясна, поскольку подобные структуры ранее не удавалось найти ни у кого из беспозвоночных "родственников" человека.

Детлев Арендт (Detlev Arendt) из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) и его коллеги изучили строение мозга у червей вида Platynereis dumerilii, родственников земляных червей. Последний общий предок у Platynereis dumerilii и человека жил на планете около 600 миллионов лет назад, однако в мозге червей имеются структуры, родственные коре головного мозга у позвоночных.

"Из этого открытия следуют два поразительных вывода. Во-первых, кора больших полушарий гораздо старше, чем кто-либо мог предположить, возможно, настолько же древняя, как сами высшие животные. Во-вторых, мы выяснили, что она возникла как адаптация к жизни в морской среде в докембрийских океанах", - сказал Арендт, чьи слова приводит пресс-служба лаборатории.

Для этого ученые использовали необычную технику наблюдений, которая позволила увидеть, как в мозге червя одновременно "включаются" различные гены. Изучив так называемые грибовидные тела - область мозга, ответственную за обработку информации о запахах, ученые получили молекулярные "портреты" каждой клетки, определив, какие гены в них срабатывают.

"Сравнив "портреты" клеток грибовидных тел с тем, что нам известно о коре головного мозга у позвоночных, мы обнаружили, что они слишком похожи, чтобы возникнуть независимо друг от друга, и должны иметь общий эволюционный прообраз", - сказал автор методики Раджу Томер (Raju Tomer) из EMBL, которого цитирует пресс-служба.

По мнению ученых, этот прообраз, скорее всего, был группой плотно "упакованных" клеток, которые получали и обрабатывали информацию о запахах и напрямую управляли процессом движения.

По словам ученых, им удалось практически полностью исключить вероятность того, что грибовидные тела у беспозвоночных и кора больших полушарий у позвоночных развивались независимо друг от друга, и теперь "эволюционную историю коры придется переписывать".

Экология