Ученые: прародина тюленей - приполярная Северная Америка

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Эволюция ластоногих началась в пресноводных водоемах приполярных территорий Северной Америки. Ученые обнаружили на канадской приполярной территории окаменелый скелет доисторического морского млекопитающего.

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости. Эволюция ластоногих началась в пресноводных водоемах приполярных территорий Северной Америки, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

К такому выводу ученые пришли, обнаружив на канадской приполярной территории окаменелый скелет доисторического морского млекопитающего, представлявшего собой самое примитивное из известных на сегодняшний день, переходное звено в эволюции ластоногих.

Современные ластоногие - моржи, тюлени и морские львы, как следует из названия этой группы животных, имеют ласты - трансформированные задние конечности, возникшие как адаптация к водному образу жизни. Среди ученых распространена гипотеза о том, что ластоногие являются потомками млекопитающих, постепенно осваивавших пресные водоемы арктических регионов Северной Америки, однако до последнего времени она имела недостаточно ископаемых доказательств.

Млекопитающее, получившее название Puijila darwini, больше всего напоминает выдру, однако строение его черепа более всего походит на строение черепа современных тюленей.

"Прекрасно сохранившийся скелет Puijila darwini имеет очень тяжелые конечности, что говорит в пользу развитой мускулатуры, а также уплощенные фаланги пальцев, что может указывать на перепончатые лапы, которые, однако, еще не являлись ластами. По всей вероятности, это существо одинаково комфортно передвигалось как по суше, так и в воде, освоив греблю всеми четырьмя конечностями. Находка подтверждает гипотезу, согласно которой все ластоногие начали эволюцию в пресных водоемах арктических территорий Северной Америки", - считает Мэри Доусон (Mary Dawson), сотрудница Музея естественной истории имени Карнеги (США), слова которой приводит пресс-служба музея.

До сих пор наиболее ранним ископаемым предком ластоногих являлся эналиарктос (Enaliarctos) - вымершее млекопитающее с уже выраженными ластами вместо задних конечностей, ведшее полностью морской образ жизни. Его останки были обнаружены в конце 80-х годов прошлого века у северо-восточных берегов Северной Америки.

Останки Puijila darwini впервые были обнаружены в Канадской приполярной территории Нунавут в 2007 году, на месте, где раньше было озеро вулканического происхождения. В ходе повторной экспедиции в 2008 году, которую возглавила сотрудница Канадского природного музея Наталия Рыбцински (Natalia Rybczynski), ученые смогли найти недостающие части скелета, обнаружив в итоге окаменелости около 65% всех костей скелета животного.

"Puijila darwini - это одна из наиболее важных находок, позволяющих пролить свет на ранние этапы эволюции ластоногих", - считает Рыбцински.

Возраст находки составляет 23 миллиона лет, что соответствует границе олигоценовой и миоценовой эпох неогенового периода геохронологической шкалы.

Тогда климат на приполярных территориях Канады был существенно мягче и скорее напоминал европейский. Тем не менее, пресноводные озера зимой здесь замерзали, а потому Puijila darwini наверняка приходилось предпринимать путешествия к морскому побережью в поисках пищи. По мнению ученых, в результате это и привело к переходу предков ластоногих от полуводного образа жизни в пресных водоемах к жизни преимущественно в морской воде.

Этот эволюционный переход был впервые описан еще Дарвином в его труде "О происхождении видов", вышедшем в печать 150 лет назад. Именно к этому юбилею авторы публикации и приурочили название нового вида.

Экология