Байкал открывает свои тайны: на дне озера обнаружили источник нефти

Исследование Байкала глубоководными аппаратами "Мир" (57)
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. Тайну возникновения озера ученые пытаются разгадать уже 300 лет.

Глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" во время погружений на дно Байкала обнаружили место, из которого в озеро попадает нефть.

По словам академика Михаила Грачева, возглавляющего Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, сотрудники которого принимают участие в экспедиции, место поступления нефти находится южнее выхода из Баргузинского залива - самого крупного залива Байкала - на глубине около 850 метров.

Грачев сообщил, что члены экспедиции в этом месте отобрали пробы поступающей нефти, живых организмов и воды для лабораторных исследований. Оказалось, что в этой нефти живет большое количество живых организмов.

"Мы будем исследовать все - и нефть, и ее разрушение, и микробов, и физические свойства и так далее. Это нужно для фундаментальной науки и для практических целей", - добавил Грачев.

Ранее сообщалось, что в ходе одного из погружений "Миры" не смогли обнаружить место, откуда в воды Байкала поступает нефть, так как на большой глубине сделать это не так просто.

Со дна Байкала в его воды ежегодно поступает около четырех тонн нефти. Дно озера покрыто трещинами и разломами, через которые выходит нефть. Эта нефть поглощается микроорганизмами, живущими на Байкале, поэтому она не распространяется по озеру и локализуется.

Директор Лимнологического института считает, что взятые в ходе погружения пробы могут дать новые данные к вопросу о происхождении нефти, который в научной среде не имеет единой точки зрения.

Сегодня основные точки зрения на происхождение нефти ученые разбивают на две основные группы. В первой - гипотезы органического происхождения нефти, согласно которой нефть образовалась из остатков животных и растений, во второй - минерального (абиогенного) происхождения, связанного с синтезом нефти в природе из неорганических соединений.

По данным ученых, у восточного берега Байкала есть другие места, из которых поступает нефть. Эти места участники экспедиции попытаются обнаружить в ходе дальнейших погружений.

В одной из проб грунта со дна Байкала участники научной экспедиции обнаружили необычного червя, которого раньше не встречали. По словам Михаила Грачева, червя обнаружили 4 августа в ходе погружения в районе Баргузинского залива. Академик сообщил, что исследованием червя будут заниматься специалисты-биологи, изучающие беспозвоночных.

В Байкале известно более 140 видов эндемичных плоских червей - планарий. В прибрежной зоне озера эти черви очень разнообразны, имеют яркую окраску и пестрый рисунок. Размеры червей на берегу - от 0,5 до 2 сантиметров, на глубинах они могут достигать 30 сантиметров.

Научная экспедиция на Байкале, в рамках которой глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" погружаются на дно озера, началась 29 июля. В экспедиции принимают участие сотрудники Лимнологического института, который занимается изучением функционирования экосистемы Байкала.

В августе впервые за время научной экспедиции на Байкале погружения на дно озера на глубоководных обитаемых аппаратах "Мир" совершили женщины - ученые Лимнологического института Сибирского отделения РАН. С целью изучения функционирования экосистемы озера доктора биологических наук Тамара Земская и Татьяна Ситникова погружались на глубину около 800 метров, где отобрали пробы воды, отложений, и животного мира для дальнейших исследований.

По его словам, ученых-женщин интересовали вопросы функционирования экосистемы Байкала. Они погружались на глубину около 800 метров, где отобрали пробы воды, отложений, и животного мира для дальнейших исследовани

Экспедиция рассчитана на два года, в ее рамках предполагается совершить на аппаратах "Мир-1" и "Мир-2" около 160 погружений в разные точки Байкала. Запланировано изучение дна, исследование запасов углеводородов, получение данных о явлениях тектонического порядка, осмотр археологических артефактов.

Байкал, возраст которого насчитывает 25 миллионов лет, находится на юге Восточной Сибири. Он считается самым глубоким озером планеты и включен в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Длина озера - 636 километров. Объем воды в Байкале - около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости